9. Ведические символы

Рубрика: Хронология

Ведические символы в Средней Азии

Сегодня мы понимаем Среднюю Азию, как общее название для таких государств, как Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Регион очень богат великолепными средневековыми памятниками (IX-XVI вв.), большинство из которых в свою очередь щедро украшено ведическими символами, в частности свастическими. Больше всего таких памятников находится в Узбекистане. Самым богатым в этом отношении является город Самарканд, где свастика встречается едва ли не на каждом втором архитектурном памятнике, которые щедро украшены изумительными керамическими орнаментами.

Свастичными орнаментами украшены мавзолеи погребального комплекса Шахи-Зинда, который означает «живой царь». Комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно и со временем пристраивавшихся один к другому в течение XIV-XV веков. Комплекс находится на склоне древнейшего городища Афросиаб, возникновение которого учёные относят к VIII в. до н.э. и считают древней согдийской столицей Маракамбой. Четырёхсторонняя свастика расположена в центре повторяющегося узора на малом здании мавзолея Казы-заде-Руми. На другом мавзолее из этого же ансамбля – Ширин-Бика-Ака – видны крупные свастики. Выходящий из квадратов свастичный орнамент украшает внутреннюю стену главного входного портала комплекса Шахи-Зинда.

Узбекистан. Самарканд. Свастичный орнамент на здании

Узбекистан. Самарканд. Свастичный орнамент на здании

Узбекистан. Самарканд. Свастичный орнамент на здании

Узбекистан. Самарканд. Свастичный орнамент на здании

Узбекистан. Самарканд. Комплекс усыпальниц Шахи-Зинда

Узбекистан. Самарканд. Комплекс усыпальниц Шахи-Зинда

Узбекистан. Самарканд. Свастика на мавзолее Казы-заде-Руми

Узбекистан. Самарканд. Свастика на мавзолее Казы-заде-Руми

Узбекистан. Самарканд. Свастика на мавзолее Ширин-Бика-Ака

Узбекистан. Самарканд. Свастика на мавзолее Ширин-Бика-Ака

Свастики украшают портал медресе (школы) Улугбека, возводившеейся с 1417 по 1420 гг., которая является составной частью архитектурного ансамбля XV-XVII веков, расположенного на знаменитой самаркандской площади Регистан. В нише портала медресе Шир-Дор, построенного Абдулом Джабаром в 1619-1636 гг., которое почти зеркально отражает медресе Улугбека, знак свастики, четыре раза повторяющий имя Аллаха, помещён в центре композиции. Во дворе медресе свастика находится в составе орнамента на внутренних стенах пештака (входного портала со стрельчатой аркой) и в аркаде лоджий.

Стены мавзолея Гур-Эмир – усыпальницы Тамерлана и его потомков – также покрыты свастиками; они же составляют основу композиции на боковой стене знаменитой самаркандской мечети Биби-Ханым. По преданию, она была воздвигнута любимой женой Тимура Биби-Ханым в качестве дара ко времени его возвращения из похода в 1399-1404 гг.

Узбекистан. Самарканд. Свастика на портале медресе Шир-Дор

Узбекистан. Самарканд. Свастика на портале медресе Шир-Дор

Узбекистан. Самарканд. Свастика в медресе Шир-Дор с внутренней стороны

Узбекистан. Самарканд. Свастика в медресе Шир-Дор с внутренней стороны

Узбекистан. Самарканд. Свастика на медресе Улугбека

Узбекистан. Самарканд. Свастика на медресе Улугбека

Узбекистан. Самарканд. Свастика на внутренних стенах усыпальницы Гур-Эмир

Узбекистан. Самарканд. Свастика на внутренних стенах усыпальницы Гур-Эмир

Узбекистан. Самарканд.  Свастика на мечети Биби-Ханым

Узбекистан. Самарканд. Свастика на мечети Биби-Ханым

В Бухаре, который в 1997 году отметил свой 2500-летний юбилей, и поэтому считается одним из древнейших городов мира, также очень много средневековых зданий со свастиками. Среди них – загородный дворец последних бухарских эмиров Ситораи Мохи Хосса, минарет Калян и затерянный среди хлопковых полей мавзолей вблизи Вакбента, в 30 километров от Бухары. От него уцелел только портал, считающийся специалистами одним из уникальных памятников архитектуры XII или XIII века.

Узбекистан. Бухара. Свастика на дворце Ситора-и Мохи Хосса

Узбекистан. Бухара. Свастика на дворце Ситора-и Мохи Хосса

Узбекистан. Бухара. Свастичный орнамент на медресе

Узбекистан. Бухара. Свастичный орнамент на медресе

Узбекистан. Бухара. Свастичный орнамент на мечети

Узбекистан. Бухара. Свастичный орнамент на мечети

Узбекистан. Бухара. Свастичный орнамент на минарете Калян

Узбекистан. Бухара. Свастичный орнамент на минарете Калян

Узбекистан. Вакбент. Мавзолей

Узбекистан. Вакбент. Мавзолей

Свастичный орнамент украшает здание средневекового мавзолея известного и почитаемого суфия Ходжи Ахмеда Яссауи в городе Туркестан, южный Казахстан. Он был построен в 1399 г. по указанию Тамерлана на месте захоронения проповедника в XII веке. Это самый большой комплекс, возведённый в эпоху Тимуридов. В сооружении высотой 44 м и диаметром главного купола 22 м более 30 комнат и залов. Мавзолей имеет в длину 65,5 м при ширине 45,5 м и при высоте арочного портала в 37,5 м. Его трёхкратное посещение приравнивается к хаджу в Мекку.

Узбекистан. Коканд. Свастика на дворце Худояр-хана

Узбекистан. Коканд. Свастика на дворце Худояр-хана

Казахстан. Город Туркестан. Свастичный орнамент на мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи

Казахстан. Город Туркестан. Свастичный орнамент на мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи

Казахстан. Город Туркестан. Свастичный орнамент на мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи

Казахстан. Город Туркестан. Свастичный орнамент на мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи

Казахстан. Город Туркестан. Свастичный орнамент на мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи

Казахстан. Город Туркестан. Свастичный орнамент на мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи

Казахстан. Город Туркестан. Свастичный орнамент на мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи

Казахстан. Город Туркестан. Свастичный орнамент на мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи

Архитектурных памятников средневековья в Таджикистане и Киргизии не так уж и много, но они есть. Что касается Киргизии – это архитектурный комплекс в городе Узгене находящийся на восточном краю Ферганской долины. Административно он относится к Киргизии, но более 90% его населения составляют узбеки. Комплекс объединяет несколько построек эпохи Караханидов – династии, правившей в Средней Азии с середины IX до начала XIII века.

Киргизия. Узген. Мавзолей Карахонидов

Киргизия. Узген. Мавзолей Карахонидов

Киргизия. Узген. Свастика в декоре мавзолея Карахонидов

Киргизия. Узген. Свастика в декоре мавзолея Карахонидов

Киргизия. Узген. Свастика в декоре мавзолея Карахонидов

Киргизия. Узген. Свастика в декоре мавзолея Карахонидов

Киргизия. Узген. Свастика в декоре мавзолея Карахонидов

Киргизия. Узген. Свастика в декоре мавзолея Карахонидов

Таджикистан. Душанбе. Свастичный орнамент на музее археологии и истории

Таджикистан. Душанбе. Свастичный орнамент на музее археологии и истории

Как нетрудно заметить, изображения свастики в Средней Азии находятся на объектах исламских заведений: мечетей, медресе, минаретах и мавзолеях правителей-мусульман. Может показаться, что свастика является неотъемлемой частью ислама. Действительно, айаты (строки из Корана), имена мусульманского Бога и его пророков записывались так называемым угловым куфи – угловатой формой арабского письма. Куфики сходились к центру в чёткие прямоугольные свастики.

Куфик. Мавзолей Шахи Зинда. Самарканд

Куфик. Мавзолей Шахи Зинда. Самарканд

Куфик. Самарканд

Куфик. Самарканд

Куфик. Мавзолей Ахмеда Ясами. Казахстан

Куфик. Мавзолей Ахмеда Ясами. Казахстан

Куфик. Мавзолей Ахмеда Ясами. Казахстан

Куфик. Мавзолей Ахмеда Ясами. Казахстан

Куфик. Мечеть. Исфахан. Иран

Куфик. Мечеть. Исфахан. Иран

Однако и самостоятельных свастик, вплетённых в узоры, которые украшают мусульманские здания, очень много. И это очень странно. Ведь свастика – это солнечный знак. Поклонение свастике в первую очередь означало поклонение солнцу – источнику всей жизни на земле, а ислам – это лунный культ. Кроме того, такое большое количество как отдельных свастичных символов, так и вплетённых в геометрический или растительный орнамент встречается, в основном, только на средневековых исламских памятниках архитектуры и, в основном, на территории Средней и Центральной Азии. В декоре современных мечетей, разбросанных по всему миру, ничего такого уже нет (см. http://www.liveinternet.ru/ community/geo_club/post107413437/).

Логичным было бы предположить, что свастика в исламе – это заимствованный элемент из других, более ранних религий, хотя об этом как-то не принято говорить. Однако, некоторые исследователи предполагают, что ислам, как самая молодая религия, сформировавшаяся в VII веке, просто-напросто переняла свастику и другие ведические символы из зороастризма и буддизма, когда развернула энергичную экспансию из Аравии в страны Центральной и Средней Азии.

До прихода мусульманских завоевателей, Среднюю Азию называли местом встречи культур Востока и Запада, поскольку именно здесь была широкая религиозная терпимость, и здесь находили убежище приверженцы различных религиозных учений и течений, преследовавшихся в странах, где господствовали официальные религии. К VIII в. н.э. там мирно сосуществовали различные религиозные системы – политеистические и монотеистические: буддизм, зороастризм, манихейство, христианство и др.

Причина такой веротерпимости кроется в народе, который проживал в то время в Средней Азии. Согласно археологическим данным, начиная со второй половины II тысячелетия до н.э. через территорию Средней Азии проходили волны переселенцев из Зауралья. Некоторые двигались на Ближний Восток, Иран и Индию, некоторые расселялись в зоне от Арала до Гиссарского хребта.

Многие исследователи связывают их со славяно-ариями, которые в разное время создавали мощные государства на этих территориях, неся ведическую культуру и знания, в том числе и свои ведические символы, огромное число которых сохранилось до наших дней. Одной из отличительных особенностей их политики и была веротерпимость. Конечно, с приходом мусульманства, в этом отношении изменилось много.

В подразделе «Всё с начала…» мы написали, по какой причине народы славяно-ариев стали переселяться из Сибири (северной, центральной и восточной Азии) на юг и на запад. Именно они и принесли несколько тысяч лет назад в южную Азию ведическую культуру и вместе с ней – ведические символы, науку, технику строительства, способы обработки земли и прочие атрибуты настоящей цивилизации.

Неопровержимым подтверждением этому служит множество колоссальных строений, большинство из которых сегодня повторить не в состоянии даже т.н. цивилизованные страны, не говоря уже о тех, кто просто пользуется этими сооружениями тысячи лет, давно считая их своими. А повсеместное распространение ведических символов, принесённых всем народам славяно-ариями, должно убрать сомнения даже у самых больших скептиков! Конечно, если эти скептики интересуются реальной информацией, а не поиском подтверждений безосновательных выдумок современных «учёных»-историков…

X