21. Русская культура

Рубрика: Хронология
Русская культура

«Любой человек рождается животным и
последовательно проходит стадии развития
животного, разумного животного и собственно человека...»

Николай Левашов

 

Русская культура – это не просто слова, это основа всей земной цивилизации. Культ-УРа – это совсем не то, к чему нас всех сейчас приучают социальные паразиты. Настоящая Культура – это отнюдь не развлечение! Это постоянное стремление к Знанию, постоянное творение, постоянное повышение уровня своего эволюционного развития практическими действиями, продиктованными стремлением Души, Долгом, Любовью, Честью и Совестью…

Русская культура – единственная в нашей цивилизации достойна называться Великой! И совсем не потому, что мы так считаем, а потому, что она является реальной основой культур всех остальных народов нашей планеты. Русская культура самая древняя на Земле, потому что именно русы (славяно-арии) подготовили и колонизировали эту планету и всю Солнечную систему к заселению более 600 тысяч лет назад. И они были первыми цивилизованными поселенцами здесь и жили счастливо более полумиллиона лет. А около 40 тысяч лет назад на нашу планету были приняты беженцы жёлтой, красной и чёрной рас из дружественных цивилизаций, подвергшихся нападению Тёмных Сил из Пекельных миров. С этого времени спокойная жизнь на планете закончилась… Обо всём этом написано в предыдущих разделах сайта, а здесь мы будем выкладывать найденную и добытую информацию о великой культуре наших предков. Эта информация старательно уничтожалась нашими врагами, но множество следов и свидетельств всё равно осталось. Именно их мы будем искать и представлять вашему вниманию.

Русский народный костюм

Начнём мы наше путешествие в удивительный мир богатейшей русской культуры с национального костюма, поскольку, как известно, «встречают по одёжке». Ведь именно по одежде составляется первое впечатление о человеке – кто они и что он – даже в наше, достаточно унифицированное время. Что уж говорить о народном костюме, который есть отражение души народа, его представление о прекрасном, его сконцентрированная культура и история, копившаяся и совершенствовавшаяся на протяжении многих веков.

К сожалению этот пласт нашего наследия не остался без вмешательства тех, кто на протяжении, как минимум, трёхсот последних лет последовательно работал на её уничтожение. Досталось и русскому народному костюму. После того, как Пётр I вернулся из турне по Западной Европы (1697 по 1698 гг.), он (вернее его двойник) издал в 1699 г. Указ, в котором запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Известен такой факт, что со всех въезжающих в город в русской одежде и бороде брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного (Г. П. Успенский. «Опыт повествования о древностях русских». Харьков, 1818 стр. 59-60). С тех пор русское крестьянство осталось единственным хранителем народной истории, культуры и представлении русского народа о красоте.

В настоящее время исследователи делят всё многообразие русского народного костюма (мы будем говорить о женском костюме) на две большие группы. Первая группа – южнорусский женский костюм или понёвный комплекс – самый древний. Его самой главной деталью была понёва – прабабушка современной юбки. Хотя этот стиль одежды появился у славянских народов раньше других, но с 14 века он начал постепенно вытесняться другой одеждой, и к 17 веку понёва стала принадлежностью только южнорусского костюма. Более того, к 19 веку даже в южных губерниях понёву носили лишь замужние крестьянские женщины. В понёвный комплекс одежды входят: рубаха с косыми паликами (плечевыми детальками), понёва, передник, нагрудник (мог быть двух типов: вроде знакомого нам халата с длинным рукавом и застёжкой спереди, или надевающийся через голову, с коротким рукавом), сорока (для женщин) или повязка (для девушек), пояс, обувь (кожаная или лыковая).

Женский народный костюм. Киевская губ.

Женский народный костюм. Киевская губ.

Женский народный костюм. Тамбовская губ.

Женский народный костюм. Тамбовская губ.

Женский народный костюм. Тамбовская губ.

Женский народный костюм. Тамбовская губ.

Женский народный костюм. Тульская губ.

Женский народный костюм. Тульская губ.

Женский народный костюм. Рязанская губ.

Женский народный костюм. Рязанская губ.

Вторая группа – это северорусский костюм, или как его ещё называют сарафановый комплекс, потому что его основой служил сарафан. С севера сарафан постепенно распространился за Урал и в южные губернии России. В результате к 18-9 веку сарафаны носили, кроме Северных и Центральных губерний Европейской России, вся Сибирь и Забайкалье, а также купчихи и небогатые горожанки всюду по стране.

Женский народный костюм. Тверская губ., г. Торжок

Женский народный костюм. Тверская губ., г. Торжок

Женский народный костюм. Олонецкая губ.

Женский народный костюм. Олонецкая губ.

Женский народный костюм. Тверская губ.

Женский народный костюм. Тверская губ.

Женский народный костюм. Тверская губ.

Женский народный костюм. Тверская губ.

Женский народный костюм. Ярославская губ.

Женский народный костюм. Ярославская губ.

Кроме этого, существует множество черт народного костюма, которые характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному и сословному положению. Чаще всего знаками различия были не столько покрой и вид одежды, а цветовая гамма материала, количество и стиль вышитых и вытканных узоров, применение разного вида ниток – шёлковых, золотых и серебряных.

Женский народный костюм. Вологодская губ.

Женский народный костюм. Вологодская губ.

Женский народный костюм. Тверская губ. г. Осташков.

Женский народный костюм. Тверская губ. г. Осташков.

Женский народный костюм. Тверская губ. г. Ржев.

Женский народный костюм. Тверская губ. г. Ржев.

Женский народный костюм. Тверская губ.

Женский народный костюм. Тверская губ.

Женский народный костюм. Тверская губ. г. Ржев

Женский народный костюм. Тверская губ. г. Ржев

Выше мы использовали прекрасные акварели Фёдора Григорьевича Солнцева (1801-1892) – русского художника, архитектора и историка из крепостных. В 1830 году его отправляют в в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За всё время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д. Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания солидного научного труда «Древности Российского государства», раздел «Одежды Российского Государства».

Часть материала о русском национальном костюме мы поместили в раздел «Ведические символы в России», который мы завершили упоминанием о символике свадебного наряда и здесь мы продолжаем наш рассказ о нём.

X