Камни Ики – послание невозможной цивилизации

Рубрика: Статьи

На другом камне (Фото 108) африканский континент покрывает сетка из параллельных полос, таких же, как и изображенные камнях с картами первого типа. Поэтому вряд ли будет правомерным предполагать, что такие полосы обозначали на данных камнях границы литосферных плит. Кстати, на одном из камней первого типа, где есть такие линии, можно наблюдать сходную картину (Фото XXVI). Здесь два из четырех материков разделены такой же волнообразной линией сверху вниз. Два других материка, равно как изображения остальных континентов на других камнях с картами, таких линий не имеют.

Обращает на себя внимание тот факт, что на обоих камнях имеется изображение странного образования на юго-востоке континента. Можно предположить, что это обозначение острова Мадагаскар. Но остров наполовину «врезан» в континент. Что хотели показать этим древние художники? То, что они знали о том, что Мадагаскар когда-то являлся частью африканского материка или то, что на момент создания этих изображений процесс «отрыва» Мадагаскара как раз и происходил? Современные ученые относят данный процесс к середине юрского периода, т.е. ко времени 165-160 млн. лет назад. Примечательно также, что на камне с изображением сетки параллельных линий поверх континента, одна из линий «вливается» в изображение острова Мадагаскар, где составляющие ее четыре линии разветвляются в стороны. Можно смело предположить, что данные линии, отмеченные на трех камнях, являются какими-то геологическими символами.

Наличие двух таких камней в собрании доктора Кабреры уже само по себе позволяет задать парадоксальный вопрос: почему на них изображен африканский материк и изображен достаточно точно, в близком соответствии современным очертаниям (за исключением двух упомянутых частей – Аравийского полуострова и Мадагаскара), тогда как на других камнях приведены карты континентов с сильно отличающимися контурами?

В коллекции доктора Кабреры имеется более пятидесяти камней, на которых изображены широко известные рисунки плато Наска. Это камни в большинстве своем небольших размеров. Только некоторые из них достигают в диаметре 50 см. Следует сразу подчеркнуть, что на этих камнях изображены только рисунки Наска, никаких намеков на другие типы изображений, имеющихся на данном плато (геометрические фигуры, полосы, линии) здесь нет.

Гористая местность, известная под названием пустыня (или плато) Наска, на площади примерно в 500 кв. км покрыта десятками тысяч линий, полос и рисунков, нанесенных на каменистой поверхности плато. Ученые называют их геоглифами (лат. - «рисунок на земле»). Сегодня о рисунках пустыни Наска знает почти каждый. Даже в детских учебниках можно встретить их фотографии. Ученые уже более двадцати лет назад определились с датировкой этого загадочного феномена, датировав его временем от II в. до н.э. по VII в. н.э. и приписав его создание местным индейским культурам: паракас и наска. Но парадокс заключается в том, что после 60 лет исследований этого древнего феномена, ученые практически не приблизились к разрешению одной из величайших загадок человеческой истории.

Как выяснилось совсем недавно, впервые эти линии упомянуты в одной испанской хронике 1547 года, где они названы «путеводными указателями для странников». Но потом на протяжении четырех столетий о загадочных линиях Наски никто практически не знал. Их вновь открыли только в начале ХХ века с началом бурного развития авиации. Планомерное изучение этого древнего комплекса началось лишь в 1946 году и связано оно, в первую очередь, с именем выдающегося энтузиаста и исследователя, немецкого ученого Марии Райхе, которая посвятила изучению Наски более сорока лет своей жизни.

К настоящему времени исследователи насчитали здесь около 13 тысяч линий и полос, более 800 геометрических фигур, в том числе, около 100 спиралей. Но наиболее известны рисунки животных, птиц, рыб, насекомых, хотя их количество неизмеримо мало по сравнению с общим числом изображений (Рис. 6). Таких рисунков более тридцати и некоторые из них выгравированы на камнях Ики. В этом нет ничего удивительного, поскольку в непосредственной близости от плато Наска расположено огромное количество могильников, относящихся к культурам наска и ика, в которых и находят эти камни.

Ни одна из трех десятков гипотез о природе этих рисунков не может дать убедительного ответа ни на один из важнейших вопросов: кто, когда, как и зачем нанес это безумное количество изображений? Естественно, подразумевается, что все эти работы выполнялись вручную, с использованием простых инструментов и приспособлений. Изображения в Наске выполнены, как кажется на первый взгляд, достаточно простым способом, они вырыты в поверхности пустынного плато. Т.е. и рисунки, и линии, и полосы суть просто канавки в песочно-гравийном грунте. Их глубина варьируется от 10 до 30 см. А вот ширина отдельных полос может достигать 100 м, а в исключительном случае – даже 200 м. А длина некоторых линии достигает 8-10 км! Современные геодезические методы не позволяют провести на пересеченной местности прямую линию длиной до 8 км так, чтобы отклонение не превышало 0,1%. А древние создатели рисунков Наски, кто бы они ни были, это делали. Более того, прямые линии, тянущиеся на протяжении километров, просто игнорируют складки рельефа. Они спускаются в овраги, поднимаются на вершины холмов, и при этом совершенно не нарушается их геометрическая правильность и параллельность боковых границ.

Линии и полосы многократно пересекают друг друга, полосы накладываются на рисунки, геометрические фигуры пересекают полосы. Это говорит о том, что комплекс Наски покрывался изображениями не единовременно, а в несколько этапов. Но при этом сделанные позже линии не уничтожают контуров геоглифов, оказавшихся под ними (Фото 109). Как это возможно, ведь когда одна «траншея» пересекает другую, понятно, что она должна уничтожить границы предыдущей. Но в Наске это происходит далеко не всегда. Только когда на рисунок накладывается полоса в несколько десятков метров шириной, контуры более ранней фигуры пропадают.

Большинство гипотез, выдвинутых учеными за последние десятилетия, сводятся к объяснению того, для чего предназначались геоглифы Наски. В основном, эти гипотезы связывают гигантские изображения либо с астрономическо-календарными, либо с культовыми целями. В последние десятилетия появляются новые гипотезы, связывающие этот феноменальный комплекс с культом плодородия и/или обозначающий основные направления потоков грунтовых вод и положение подземных источников. Астрономической гипотезы придерживалась и крупнейшая исследовательница Наски Мария Райхе, посвятившая этому почти полвека. Она считала, что основные линии и полосы указывали на точки восхода в определенные дни наиболее важных звезд и планет, а рисунки животных и птиц могли обозначать созвездия. Однако, специальные исследования американских ученых в 70-80 годы прошлого века, проводившиеся с применением компьютерных программ, не подтвердили наличие какого-либо существенного астрономического контекста в расположении рисунков. Только 20% из изученных ими линий и полос имели более-менее определенную ориентацию на небесные объекты. При том, что линии Наски направлены практически во всех направлениях, это может быть простым совпадением. Кроме того, обилие невысоких гор по периметру плато дает гораздо более простые и надежные ориентиры для астрономических исследований. Поскольку положение звездных объектов в течение времени меняется в результате процесса прецессии, определить конкретную ориентацию линий на небесные светила можно только при наличии точной датировки. Кстати, Мария Райхе в своей книге «Тайна пустыни», посвященной рисункам Наски, назвала камни Ики «величайшим чудом Перу».

Расцвет активности древних индейцев по созданию этих изображений на плато Наска ученые отнесли к середине I-го тыс. н.э. Эти данные были получены по результатам радиоуглеродного датирования образцов керамики и остатков деревянных кольев, найденных на линиях и полосах. Лабораторные исследования этих образцов показали, что они соотносятся по времени с культурой наска. Из чего и был сделан вывод, что геоглифы были выполнены людьми этой культуры примерно 1500 лет назад. Однако, такой вывод является слишком поверхностным и неубедительным. Наличие остатков керамической посуды индейцев культуры наска свидетельствует лишь о том, что они посещали эти изображения. Возможно, даже проводили на них определенные обряды. Но не более того. Мемориальные доски XX века на кремлевской стене отнюдь не свидетельствуют в пользу того, что стена была построена военачальниками Советской Армии.

Мало кому, кроме специалистов известно, что плато Наска – не единственная территория в Перу, покрытая загадочными изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся тысячи аналогичных полос, линий и рисунков. Само плато Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но разнообразие геоглифов в Пальпе гораздо больше. Как и в Наске, на плато Пальпа подавляющую часть изображений составляют полосы и линии, полосы в десятки раз шире, чем линии, и часто имеют трапециевидное окончание. Полосы могут раздваиваться, менять свое направление под прямым углом, переходить в треугольники.

Кроме того, комплекс Пальпы значительно отличается своим необычным рельефом. Если плато Наска представляет из себя огромное пустынное плоскогорье, то Пальпа - это множество невысоких холмов, длинными языками выдающихся на равнину, а по их плоским вершинам тянутся широкие рукотворные полосы и линии. Вершины некоторых холмов как будто срезаны гигантским ножом, настолько плоской и выровненной является их поверхность. На плато Пальпа есть полосы, ширина которых достигает нескольких сот метров. Как и в Наске, здесь полосы и линии пересекают друг друга и накладываются одна на другую, что явно свидетельствует о нескольких разновременных периодах нанесения изображений.

В Наске рисунки не разбросаны по всему плато, а расположены на ограниченной территории шириной около 5 км, примыкающей к долине реки Инхенио. Рисунков известно чуть более 30, в подавляющем большинстве это изображения птиц и животных. Среди птиц могут быть достаточно легко идентифицированы колибри, пеликан, попугай и кондор. Животные представлены обезьяной, собакой, ламами и китом. Размеры этих изображений различны. Например, паук имеет в длину 46 м, кондор – 110 м. Самое значительное изображение – рисунок странной птицы со змеевидной идущей зигзагом шеей и вытянутым тонким клювом, составляющем половину всей длины рисунка. Размер этого изображения превышает 250 м. Рисунки сделаны в той же технике, что и линии и геометрические фигуры. Все рисунки контурные, выполненные единой линией, которая нигде не прерывается и не пересекает саму себя. Ширина линии может колебаться от 30 см до 3 метров. Часть рисунков, «привязана» к геометрическим изображениям и в ряде случаев заметно, что рисунки выполнены поверх более ранних треугольников и трапеций. С другой стороны, сами рисунки во множестве пересекаются, а порой и перекрываются полосами и линиями.

Хотя плато Пальпа по площади уступает Наске, но количество рисунков и их разнообразие в Пальпе гораздо больше. В отличие от Наски (на плато Наска известен лишь один рисунок, изображающий человекоподобное существо, т.н. «астронавт», высотой 30 м) здесь находится около десятка изображений человеческих существ. Выполнены они в различной манере и с различной степенью сложности и значительно различаются по размерам. Они все видны с земли, поскольку расположены не на горизонтальной поверхности, а на склонах холмов. Кроме того, они не связаны композиционно с линиями и полосами. Вполне можно допустить, что рисунки человеческих существ были выполнены как раз представителями культуры Наска.. Помимо уже описанных типов геоглифов, в Пальпе имеются сложные геометрические композиции, например «звезда» (Рис. 7), «таблица», «солнечные часы» (Фото 110), которые, возможно, несут специально заложенную в их пропорции информацию.

Рис. 7

Рис. 7

Фото 110

Фото 110

Фото 111

Фото 111

Фото 112

Фото 112

При всем обилии гипотез о происхождении и назначении геоглифов Наски и Пальпы, сегодня ученые ничуть не приблизились к разгадке этого загадочного феномена. Трудно предположить, что такой огромный объем работ, сравнимый по масштабам разве что с сооружением Великой китайской стены, был выполнен с какой-то одной утилитарной целью. Все грандиозные и значимые сооружения человека всегда преследовали конкретные, хотя иногда и не понятные нам сегодня, задачи. Макро комплекс изображений Наска-Пальпа отличает одна принципиально важная черта, которую можно назвать «условной скрытностью». Ведь все эти изображения могут быть увидены только с воздуха, т.е. их изготовление не было ориентировано на самих людей, живших в данном регионе. Тогда для кого?

Я не буду подробно останавливаться на описании комплекса геоглифов Наски-Пальпы, этому посвящены сотни трудов многочисленных исследователей. Здесь же нас интересует связь рисунков Наски с камнями из собрания доктора Кабреры. Серия изображений рисунков Наски на камнях Ики достаточно ограничена. Но ее анализ позволяет выявить ряд любопытных особенностей. Во-первых, как уже упоминалось, в коллекции доктора Кабреры имеются только копии рисунков плато Наски, другие графические объекты с этого плато отсутствуют. Возможно, это связано с тем, что рисунки, судя по тому, что они перекрыты линиями и полосами, являются более ранними, и создатели литотеки Ики наносили свои изображения в то время, когда линии в Наске еще не были нанесены. Но это всего лишь предположение.

Во-вторых, набор рисунков на камнях ограничен, здесь можно встретить только треть объектов из известных на плато Наска. Это фигуры обезьяны, странной птицы «змеешейки», собаки, паука, кондора, ящерицы и колибри (Фото 111). Причем, обезьяна представлена наиболее массово, как на камнях с комплексными изображениями, так и отдельно на маленьких камушках. Почему остальные рисунки не были отображены в комплексе камней Ики? Или они просто не попали в собрание доктора Кабреры?

В-третьих, изображения фигур Наски не являются точными копиями самих геоглифов. Их сравнение показывает, что древние граверы, нанося свои рисунки, не особенно заботились о точной передаче деталей. Так, геоглиф обезьяны в Наске изображает длиннохвостую макаку, чей ареал обитания находится в сотнях километрах от плато – в джунглях восточных склонов Анд. Характерными особенностями этого рисунка является закрученный в четыре кольца хвост и разное количество пальцев на руках животного: на одной – четыре, на другой – пять. Как давно было отмечено специалистами, такая разница не является случайной, но несет определенное закодированное значение. На камнях Ики рисунок обезьяны имеет по пять пальцев на обеих руках, хвост чаще всего имеет меньшее количество колец. Ноги обезьяны изображаются с пятью пальцами, тогда как на геоглифе они имеют по три. Пропорции тела также не соответствуют оригиналу. Но это вряд ли свидетельствует в пользу недостаточного знакомства древних художников с самими геоглифами. Скорее можно предположить, что такие камни являются более поздними копиями, при изготовлении которых не уделялось особого внимания подобным непонятным «мелочам». Хотя на одном небольшом камне, на котором изображено несколько геоглифов Наски, рисунок обезьяны имеет соответствующее количество пальцев на руках (четыре и пять) и по три – на ногах. Правда, при этом хвост изображен с меньшим количеством колец. Так же следует отметить, что на некоторых рисунках той же обезьяны, собаки, кондора отражены линии (не являющиеся частями тела животного), которыми данные геоглифы на местности соединены с остальной частью геометрических композиций. В случае с обезьяной, это полоса, выходящая из под ее хвоста и соединяющая рисунок животного со сложной системой пересекающихся линий, чья геометрическая правильность и математическая строгость просто вызывают изумление.

И, наконец, еще одна особенность этой серии рисунков на камнях Ики заключается в том, что во многих случаях рядом с копиями геоглифов животных изображался человек и ряд символов. Причем, человек держит в руках либо подзорную трубу, либо какое- то растение (Фото 112). Человек с астрономическим инструментом, казалось бы, подтверждает самую распространенную гипотезу о назначении комплекса Наски – астрономическую. Хотя не менее популярна сейчас другая – о связи насканских геоглифов с культом плодородия, в пользу чего могут свидетельствовать изображения растений рядом с рисунками Наски на камнях Ики. Но, вероятно, все не так просто. Символы растений отличаются определенным разнообразием. Что характерно, чаще всего эти символы расположены рядом с рисунком обезьяны. Это может свидетельствовать о том, что именно этот геоглиф имел особое значение. На одном из камней в центре изображен рисунок кондора, окруженный с трех сторон людьми с подзорными трубами (Фото ХХХ). Рядом присутствует изображение обезьяны, держащей в руках рыбу. Символ рыбы, как уже указывалось выше, – типичный элемент в иконографическом комплексе камней Ики. И его связь с рисунками плато Наска также должна была иметь важное значение. Наличие на этих камнях изображений людей с подзорными трубами еще не говорит в пользу гипотезы об астрономическом предназначении рисунков Наска-Пальпа. Поскольку геоглифы целиком видны только с воздуха, наличие рисунков небесных наблюдателей вполне может быть объяснено именно этим.

X