Непоследний день Помпеи

Рубрика: Статьи

Оружие

Обращают на себя внимание «античные» мушкетерские шпаги или же сабли, совсем непохожие на короткие римские мечи-кинжалы, во множестве отображенные на фресках, висящими на колоннах и стенах в виде традиционного, распространённого вплоть до наших дней, украшения, а может, чтобы быть всегда под рукой, в домах Помпейцев.

Кстати никакого оружия из Помпей, за исключением пары кухонного формата ножей в музее не представленно. Город был немаленький, какая-никакая, если не армия, то карабинеры, типа полиции, должны же были там быть?

 

 

Рис. 17

Фреска с оружием из Помпей. Национальный археологический музей Неаполя.

 

Фреска с оружием из Помпей. Национальный археологический музей Неаполя.

 

Рис.18

Фреска с оружием из Помпей. Национальный археологический музей Неаполя.

Монеты

Никаких монет из Помпей и Геркуланума в публичной экспозиции музея НЕТ!!!

 

Граффити

Надписи в Помпеях, из тех что довелось увидеть, находятся в плохом состоянии. Те, которые доступны к осмотру, закрыты прозрачным пластиком. Больше всего там граффити оставленных туристами. Есть даже «здесь был Вася», начала 19-го века.

Довольно интересны, на мой взгляд, замечания Хуана Андреса по поводу граффити и латинского шрифта, который показался ему очень схожим со шрифтом его времени:

"На многих стенах зданий видны некоторые имена, написанные заглавными красными буквами, довольно небрежно. Я не буду здесь останавливаться на именах и самом тексте, и замечу только, что форма этих букв сильно отличается от тех, которые мы привыкли называть римскими. На самом же деле, они сильно похожи на наши современные заглавные буквы, что противоречит мнению дипломантов или же палеографов, которые производят наши буквы от римских, а не от готических или лангобардских."

Автор невольно задаётся вопросом о действительном возрасте Помпей. Особенно странным выглядит для него наличие этрусских надписей, чего согласно традиционным теориям, вовсе не должно было бы быть там в наличии:

"Среди этих надписей одна очень странная, состоящая из этрусских знаков, которая может заставить поломать голову любителям этрусских древностей. Эти знаки не могут быть очень старыми, из времён, когда тут жили этруски, ибо как же они смогли тогда сохранить свой красный цвет, невыцветший в течении многих веков? Как выстояли они после землетрясения 63 г., о котором говорит Сенека, когда Помпеи были полностью разрушены? А если они принадлежат более позднему времени, то кем они были написаны, если этрусским языком уже никто не пользовался и всё было римское? Мне не припоминается, чтобы мне попалось там даже хотя бы одно имя на греческом языке, который в этой местности присутствовал довольно долго, как же это тогда возможно с этрусским?"

 

Фрагмент стены из лупанария. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя.

 

Рис. 19

Фрагмент стены из лупанария. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя.

 

Граффити. Улица Изобилия. Помпеи.

 

Рис. 20

Граффити. Улица Изобилия. Помпеи.

 

 

Рис. 21

Граффити. Улица Изобилия. Помпеи.

 

 

Рис. 22

Фрагмент стены. Вилла Мистерий. Помпеи.

 

Кирпич

Это не плинфа, это — самый настоящий стандартный кирпич размерами ок. 23×13х3 см. Есть и других размеров, специальный, например для изготовления круглых колонн. Кирпич — качественный, довольно гомогенный по своей структуре, практически не расслаивается, что говорит о тщательно перемешанной и вылежанной до обжига глине. Сам обжиг был произведен при высокой температуре ок. 1000 С, кирпич «звенит» при постукивании до сих пор. Помпейский кирпич не был сделан кустарным способом, как например производство самана в деревянных формах. Если присмотреться, на боковых гранях заметны продольные полосы, которые обычно образуются в процессе изготовления кирпича ленточным прессом, если формовочная рамка имеет заусенцы. На использование формовочного ленточного пресса указывает и сложная волновая форма помпейской черепицы.

В Помпеях кирпича немного. Он в основном использовался для выведения углов, арок и проемов. Прогоны и капитальные стены делались из бута вулканического происхождения. Стены оштукатуривали довольно толстым, до 5 см, слоем штукатурки и окрашивали. Внутри, вместо обоев, рисовались фрески. В Геркулануме для строительства домов больше использовали пиленый песчаник или ракушечник, чем кирпич.

Из абсолютно идентичного кирпича построен весь Неаполь и Рим. Это очень заметно на всех зданиях эпохи «Возрождения», где обвалилась штукатурка. А современный Эрколано в старом центре, если с него ободрать штукатурку, кроме ширины дорог, ничем от Геркуланума отличаться не будет. Даже камни (дорожное покрытие) на дорогах идентичны, разве что современные чуть лучше обработаны. На многих зданиях в Помпеях заметны такие следы предыдущих разрушений с последующим восстановлением, то ли в результате военных действий и пожаров, то ли, предшествующих фатальному, извержений.

 

Помпейский кирпич. Помпеи.

 

Рис. 23

Помпейский кирпич. Помпеи.

 

Помпейский кирпич. Стена со следами ремонта. Помпеи.

 

Рис. 24

Помпейский кирпич. Стена со следами ремонта. Помпеи.

X