Непоследний день Помпеи

Рубрика: Статьи

Колодец храма Изиды

На открытке конца 19-го века с храмом Изиды, мне удалось рассмотреть колодец водовода. Он — на втором плане, за колоннами. Сравните с моим современным снимком (Точка Р.7). Получается «реставраторы» переусердствовали, опустив его до уровня земли и облицевав античным кирпичем. Значит в общественных местах колодцы были еще выше, чем во дворах, но на «трубы Титаника» все равно непохожи. Нет этих труб и на рисунке Пиетро Фабриса ок. 1770 года, сделанного им в процессе раскопок храма.

 

Фотография храма Изиды, 19­й век.

 

Рис. 60

Фотография храма Изиды, 19­й век.

 

Храм Изиды. Пиетро Фабрис, ок. 1770 г.

 

Рис. 61

Храм Изиды. Пиетро Фабрис, ок. 1770 г.

 

Вот еще одно раннее изображение храма Изиды с колодцем Фонтана. Гравюра Франческо Пиранези 18-го века, храм Изиды после раскопок. Хорошо видно, что колодец изначально имел боковые скосы, видимо закрываемые крышками­дверцами, типичные для городских и деревенских колодцев. Видно, как в колодец с любопытством заглядывают люди. Скорее всего эти самые скосы косвенно способствовали снижению нагрузки вулканических выбросов на крышки колодца и водовод сохранил свою работоспособность после извержения.

 

Гравюра Франческо Пиранези, 18 в.

 

Рис. 62

Гравюра Франческо Пиранези, 18 в.

 

При большем увеличении видно, что колодец снабжен литерой «F», которой Пиранези в сноске дает следующее пояснение: «Колодец с двумя окнами, покрытыми подвижными крышками, куда бросали пеплы жертв.»

 

Гравюра Франческо Пиранези. Увеличенный фрагмент.

 

Рис. 63

Гравюра Франческо Пиранези. Увеличенный фрагмент.

 

Думаю стоит обратить особое внимание на этот факт. Предполагаю, что крышки колодца были деревянными. Бронзовые, свинцовые, бетонные, титановые и т.п. — более, чем сомнительно. Материал был подручный, дешевый и крышки были функционально способны «раздвигаться», или же просто подниматься. Как долго может хранится дерево в агрессивной среде и во влажных условиях? Полторы-две тысячи лет? Верится с трудом. Если учесть, что в Геркулануме (Ресине), все что не сгорело — сгнило, а крышки колодца были подвержены влаге не только сверху, но и снизу, от испаряющейся воды, то единственное объяснение тому, что их откопали еще целыми в 18-ом веке, это — то, что они не так уж и долго пробыли под землей. Скажем сто лет для дерева, чтобы сохраниться в неблагоприятных условиях — более правдоподобны, чем 1700, не правда ли?

О том, что при раскопках храма Изиды рабочие наткнулись на крышки колодца, отмечено и в дневнике раскопок.

«Продолжая раскопки в храме Изиды, в том, уже ранее раскопанном месте, после удаления лапиллей, было обнаружено сооружение, которое можно было принять за надземную часть (венец) колодца, если бы он не встретился накрытым крышкой, на дне которого были найдены сгоревшие плоды. Будучи близко к поверхности это дно не могло быть древним, но проходящий через это место канал, доставляющий воду к пороховому заводу, несет столько воды, что копать глубже невозможно.» — Alcubierre, R., et al., Pompeianarum Antiquitatum Historia 1:

Тем самым Пиранези и Алькубьерре невольно подтверждают мое предположение, что вначале колодец был принят за неотъемлемую часть храмового комплекса Изиды. Колодец водовода Фонтаны на территории храмового комплекса Изиды был первым из раскопаных колодцев, поэтому во времена Пиранези еще не догадались, какую угрозу таят в себе эти колодцы для официальной версии гибели Помпей в незапамятные времена.

До начала раскопок ни одной колодезной шахты на ранних топографических картах Помпей не отмечено, потому, что все колодцы на территории города были обнаружены только в процессе раскопок. Если бы Фонтана прокладывал водовод под многометровой толщей, то и колодцы бы были многометровыми. Они были бы обозначены на топографических картах. Колодец у храма Изиды являет собой характерный пример, какова была ситуация с колодцами на начало раскопок. В 18-ом веке это обыкновенные городские колодцы с наклонными в обе стороны крышками, в 19-ом они же уже со срезанным верхом, в 20-ом, на путях паломников-туристов, надземная часть отсутствует вовсе. В недоступных для туристов местах еще сохранились остатки их надземных частей.

На фотографии 1851 года колодец, он на переднем плане, еще в первозданном виде. Правда уже без крышек.

 

Smith, John Shaw «Cella of the Temple of Isis.  Pompeii. Sept. 1851»

 

Рис. 64

Smith, John Shaw «Cella of the Temple of Isis. Pompeii. Sept. 1851»
COURTESY GEORGE EASTMAN HOUSE

 

Эрнест Бретон писал об этом колодце, отождествляя его с «фонтановским» много позже, только в 1870 году, когда уже разобрались, что колодец, скорее всего, не есть жертвенный. Разобрались настолько, что к нашему времени потихоньку «отреставрировали» все обнаруженные колодцы «до нуля».

«...Возвращаясь к фасаду святилища, находим спереди от него отдельно стоящий жертвенник, на котором сжигались жертвы, костные останки от которых были найдены смешанные с пеплом.

тот алтарь не расположен на оси святилища, а вынесен влево, либо чтобы оставить место для церемониальных процессий, либо для исполнения неких религиозных обрядов. Направо, симметрично алтарю, древний колодец, который сегодня служит для осмотра канала Сарно, проложенного Доменико Фонтана. В момент его расчистки он был наполнен черным пеплом, который, по-видимому, образовался от сожжённых плодов.

тот колодец действительно мог быть обыкновенной, отгороженной от греческого храма, шахтой для приёма пепла жертвоприношений.»

перевод с фр. "...Revenant a` la fac,ade du sanctuaire, on trouve en avant un autel isole' r sur lequel e'taient consume'es les victimes, dont on a trouve' les ossements me^le's aux cendres. Cet autel n'est point place' dans l'axe du sanctuaire, mais vers la gauche, soit pour laisser plus de de'veloppement aux pompes sacre'es, soit pour faciliter l'accomplissement de certains rites religieux. A droite et faisant pendant a` l'autel est un puits antique qui se trouve aujourd'hui servir de regard au canal du Sarno, creuse' par Dominique Fontana. A l'e'poque de son de'blayement, il e'tait rempli de cendres noires paraissant provenir de fruits carbonise's. Ce puits pourrait bien n'avoir e'te' qu'un simple trou destine', comme l'enceinte qui fait face au temple grec, a` recevoir les cendres des sacrifices. « — — POMPEIA d'Ernest Breton (3eme ed. 1870)»

 

Крупный план колодца у храма Изиды.

 

Рис. 65

Крупный план колодца у храма Изиды.

X