Сущность и Разум Том 2

Рубрика: Левашов

Глава 9. Природа кармы или анатомия греха

Поведение человека всегда оценивалось другими людьми посредством моральных и нравственных понятий, существующих в любом человеческом обществе. Критерии оценок складывались в виде сводов законов, религиозных представлений, норм и правил общежития, внутрисемейных правил и принципов, личностных представлений. Всё это сливалось в одно целое и определяло как поступки и действия каждого человека сообщества, так и реакцию человеческого сообщества на действия каждого члена этого сообщества. Одни действия принимались, как полезные, положительные, в то время, как другие воспринимались, как отрицательные, и за них сообщество накладывало те или иные наказания, посредством государственных или религиозных институтов. Действия отдельных людей, идущие вразрез с принятыми сообществом на данный момент представлениями о том, какое действие считать положительным, классифицировались, определялись этим сообществом, как преступные деяния, грехи или плохая карма.

Но, что такое хорошо и что такое плохо? В той или иной форме любой человек сталкивается с этими понятиями с первых шагов своей жизни, с первым словом, произнесённым осознанно. Первые несколько лет жизни ребёнка его семья предстваляет для него всю Вселенную и законы этой «Вселенной» — это всё, что у него есть для подражания, и он, как губка, впитывает в себя нормы поведения, принятые в семье. Чуть подростая, раньше или позже, ребёнок сталкивается с жизнью «улицы». Его Вселенная, расширяясь, сталкивается с «новыми» нормами и правилами, принятыми на его «улице». Понятия, что такое «хорошо», что такое «плохо» при этом значительно изменяются и расширяются. И подобным образом расширение «персональной вселенной» происходило у каждого человека до размеров села, города, страны и, в конечном итоге, всей планеты. Таким образом, без всякого желания со своей стороны, каждый человек оказывается погружённым в поле норм поведения общества, в котором он живёт. Причём, эти нормы не оставались незыбленными для одного и того же народа в течение всей его истории. Появление или навязывание народам новых религий, новых социально-экономических отношений, всегда сопровождались и изменением общепринятых норм поведения. И далеко не всегда замена одних норм поведения другими (и не всегда лучшими) происходила мирным путём, без пролития крови, без насилия меньшинства над большинством или наоборот, большинства над меньшинством.

И далеко не всегда, насилие меньшинства над большинством оказывается хуже насилия большинства над меньшинством, всё засисит оттого, какое меньшинство и какое большинство. Но вне зависимости от того, от какой группы исходит насилие, насилие остаётся насилием, приводящим к ограничению индивидуальной свободы конкретного человека, признающего себя частью стаи, популяции, вида, сообщества людей, называемого нами человеческим обществом. И вне зависимости от того, какая группировка сообщества навязывает всем остальным свои нормы, можно выделить два основных типа навязываемых сообществу норм поведения.

Первый тип — навязываемые нормы поведения служат интересам сохранения или выживания стаи, популяции, народности, нации или Homo Sapiens, как вида в целом.

Второй тип — навязываемые нормы поведения несут большую или меньшую опасность интересам сохранения или выживания стаи, популяции, народности, нации или Homo Sapiens, как вида в целом.

Поэтому, при одном социальном устройстве, одни и те же действия будут рассматриваться, как отрицательные, в то время, как при другом социальном устройстве, вполне возможно, будут расцениваться, как благодеяния. В одном случае, свершающие эти деяния люди будут рассматриваться, как злодеи, посланники дьявола, в другом случае — как благодетели или святые, божие посланники. И что самое интересное, понятие «что есть что» и «кто есть кто», может меняться, как быстро и часто, так и оставаться одним и тем же, в течение больших исторических отрезков времени. История имеет множество тому примеров. Взять хотя бы христианство. Непротивление злу насилием первых христиан, со временем, сменилось воинственным христианством, при котором заповедь «не убий» распространялась только на тех, кто верил в Христа, как «надо». А все остальные, даже христиане, но верующие во Христа немного по-другому, превращались в злостных еретиков, а нехристиане и просто язычники — в варваров, которых необходимо заставить верить в Христа или убить, сжечь на костре, разорвать на части и т.д. Одно и тоже действо человека оценивалось прямо противоположно, в зависимости от того, против кого это действо совершалось. Если против «правильного христианина» — оно превращалось в тяжкий грех, если против всех остальных — святое деяние. И чем больше людей убивал такой «святой», тем больше была его святость. И это относится не только к христианству, но практически ко всем мировым религиям, как существующим ныне, так и сгинувшим в хоасе истории человечества.

Таким образом, понятие, что такое хорошо и что такое плохо зависило, как от многих факторов, условий и представлений, так и от доминирующей в данный момент «генеральной линии». Но тем не менее, давайте выясним, как человечество на разных этапах своей истории определяло категорию греха или плохой кармы.

В Ветхом Завете Господь Бог даёт своё представление для созданного им человечества, что такое хорошо и что такое плохо:

 

«8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдём в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, твой брат? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание моё больше, нежели снести можно;

14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретиъся со мною, убьёт меня.

15 И сказал Господь [Бог]: за то всякому, кто убьёт Каина, отметится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

16 И пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема»[31].

 

В библейские времена Господь Бог наблюдал за свои­ми созданиями и, в случае их «плохого» поведения, лично наказывал каждого грешника, как это видно на примере Каина. Но к сожалению, с тех пор Он забросил подоб­ную практику, то ли в силу своей занятости, то ли людей стало черезчур много, и за всеми не уследишь, то ли Он окончательно разочаровался в своём творении — челове­ке. Так или иначе, истории не известны аналогичные при­меры личного участия Господа Бога в наказании каждого грешника. Видно пример Каина не послужил уроком ос­тальным, и число грешников всё возрастало до тех пор, пока терпение Господа Бога не лопнуло, и он не решил наказать всех грешников сразу по совокупности грехов... и «грянул», если можно так сказать, Всемирный потоп:

 

«5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;

6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём.

7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

8 Ной же обрёл благодать пред очами Господа [Бога]

11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;

12 и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

13 В сей самый день вошёл в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.

14 Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот породу его, и все гады, пресмыкающие по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все крылатые,

15 и вошли к Ною в ковчег по паре [мужеского пола и женского] от всякой плоти, в которой есть дух жизни;

16 и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему [Господь] Бог. И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег].

17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю;

18 вода же усиливалась и весьма умножилась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.

19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись [все высокие] горы, какие есть под всем небом;

20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы.

21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;

22 всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

23 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — всё истребилось с земли, остался только Ной и что с ним в ковчеге.

24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней»[32].

 

К сожалению и эта мера не оказала желаемого эффекта. Потомкам Ноя урок не пошёл впрок, так как в скором времени люди вновь погрязли во грехах, и Господь Бог вновь наказывает грешников, уничтожая Содом и Гоморру, спасая от уничтожения только семью праведника Лота[33]. Но и после этого люди продолжали грешить. Наверно у Господа Бога опустились руки, когда он понял, что греховность в человеке неистребима, и Он потерял всякий интерес к своему непутёвому «ребёнку». И с тех пор человек предоставлен самому себе. Но почему же, всё-таки, Господь Бог оказался не в силах направить на путь истинный свою заблудшую овцу — человека? Почему всякий раз после сурового наказания человек вновь погрязал в новых грехах, не вёл правильной жизни? Может быть Господь Бог из-за своей занятости не досмотрел чего-нибудь, пропустил что-то очень важное и не вложил в детей своих чего-то такого, без чего Его создания просто не в состоянии быть праведниками? Может быть, страх перед божьим наказанием остаётся просто страхом, который заставляет человека поступать праведно, только при виде карающей десницы божьей, а когда Он занят — страх быстро улетучивается, и на поверхность вновь выползают все смертные грехи, которые спрятались в раковину страха? Может быть, Создатель плохой психолог и не столь мудр, как нам этого хотелось бы? И если Господь Бог создал человека по своему образу и подобию, и человек по природе своей неисправимо грешен, не означает ли это, что сам Господь Бог далёк от совершенства?!.

 

[31] «Ветхий Завет». Убийство Авеля. Бытие 4:8-16.

[32] «Ветхий Завет». Всемирный потоп. Гибель всего живого. Бытие, 6:5-8, 7:11-24.

[33] «Ветхий Завет». Бытие, 19:12-26.

X