Сущность и Разум. Том 1

Рубрика: Левашов

Глава 6. Природа сознания.

Механизм зарождения сознания

Сознание... разум, что это такое?! Каким образом молекулы и атомы, объединённые в определённом порядке, начинают «осознавать» своё присутствие во времени и пространстве, начинают «размышлять» о бесконечности Вселенной, первопричинности материи или сознания и на крыльях мечты мысленным взором пытаются проникнуть в эти и многие другие тайны природы? Может быть каждая из этих молекул и атомов, как утомлённые странники Вселенной, после бесконечных скитаний по бескрайным просторам вселенной, волей ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА СЛУЧАЯ занесённые на эту Богом забытую, затерянную в бескрайных просторах планету, обрели такой долгожданный отдых, и посвящают друг друга в тайны своих приключений?! И ведь действительно перед тем, как объединиться в одно целое, настоящее чудо природы — живую материю — каждая частичка сливалась с другими в одно целое, которое через отпущенное природой ВРЕМЯ распадалось в прах только затем чтобы, как птица Феникс, вновь возродиться в новом обличии, и так повторялось миллионы раз. Так что же такое сознание, разум — «память» частиц, образующих носитель оного, или это проявление через этот носитель Вселенского Разума?! Если да, то что это такое, и откуда взялся этот Вселенский Бродяга?! А может быть, разгадка этого чуда лежит не за тридевять земель, не в тридевятом царстве, а прямо перед нами? Может быть нужно лишь немного более внимательно посмотреть вокруг нас самих, и вполне возможно, обнаружится путеводная нить Ариадны, с помощью которой получится выбраться из лабиринтов очередного Минотавра природы — тайны СОЗНАНИЯ... Давайте попробуем пойти «туда, не знаю, куда, и найти то, не знаю, что». И я думаю, что не только в сказках из этого что-то может получиться. Главное — не нужно опускать руки перед, казалось бы, невыполнимой задачей... Действительно, современное состояние вопроса: что такое сознание, не сдвинулось с места со времён споров греческих философов. И как лебедь, рак и щука в известной басне Крылова, философские течения человеческой мысли, объективный и субъективный идеализм, метафизический и диалектический материализм, так и не смогли сдвинуть «ВОЗ» этой загадки природы с места. И на рубеже нового тысячелетия этот вопрос остаётся таким же открытым, как и на заре зарождения цивилизации...

Так, что же такое СОЗНАНИЕ, РАЗУМ?..

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить качественное отличие процессов, происходящих в мозге разумного существа, дающее нам право говорить о проявлении разумности. Чем сознательная деятельность отличается от несознательной? Для начала определимся с тем, какие качественные процессы происходят в мозге живого существа, позволяющие нам говорить о сознательной деятельности.

Через органы чувств внешний мир отражается в мозге живого существа. При этом, как мы детально рассмотрели в предыдущей главе, любое внешнее воздействие создаёт отпечаток на эфирном и астральном уровнях нейронов мозга. Временный отпечаток на эфирном уровне нейронов является проявлением кратковременной памяти, основная роль которой сводится к механизмам ориентирования живого организма в окружающей его внешней среде. Объекты и субъекты окружающего внешнего мира, посредством органов чувств организма, создают качественные изменения пространственной структуры нейронов мозга, позволяющие данному живому организму ориентироваться в окружающем пространстве, производить необходимые действия и реакции на внешнюю среду, без чего существование любого живого организма просто невозможно. Благодаря зрению, наш мозг воссоздаёт голографическую копию окружающей реальности и положение элементов этой реальности относительно друг друга. Но зрение не даёт нам представления о качественном состоянии этих элементов, а только представление об их пространственных характеристиках. Другими словами, мы не можем судить только по внешнему виду о качественном состоянии окружающей нас реальности. В этом нам на помощь приходят другие органы чувств — осязание. Рецепторы кожи нашего тела, реагируя на тепло и холод, на давление и плотность, агрегатное состояние (твёрдое, жидкое, газообразное и плазменное) и пространственные формы элементов окружающей нас реальности, «выдают на гора» качественно другой пласт информации о внешней среде. Осязание и обоняние дают возможность получить представление о химическом составе воздуха, воды, пищи и всего остального, что окружает нас в повседневной жизни. Слух даёт нам возможность определить направление возможной опасности или, наоборот, местоположение возможной добычи гораздо раньше, чем появляется возможность их увидеть...

Но все эти органы чувств позволяют только лишь адекватно реагировать на постоянно изменяющееся состояние окружающей внешней среды, что, вне сомнения, очень важно для любого живого организма, включая и человека. Но продолжительность влияния того или иного внешнего воздействия через органы чувств на нервную систему определяется тем временем, которое необходимо организму на адекватную реакцию. После чего система, все органы чувств готовы к восприятию новых сигналов. В мозг непрерывно поступают тысячи сигналов, минута за минутой, час за часом, день за днём, год за годом. Даже когда организм спит, часть его сенсоров продолжает работать, готовые при первой опасности вернуть тело в полную активность. В противном случае, это тело становится добычей двуногих или четырёхногих хищников. Все, кто по тем или иным причинам были не в состоянии своевременно обнаружить опасность или быстро среагировать на эту опасность, погибали в жестокой борьбе за существование. И это верно в отношении всего многообразия животного мира, включая и человека. Таким образом, двадцать четыре часа в мозг, через те или другие органы чувств, поступает информация из окружающего нас мира. Мозг «просеивает» всю эту информацию и реагирует только на те сигналы из внешней среды, которые имеют непосредственное отношение к жизнеобеспечению организма и сохранению его целостности. Вся остальная информация «протекает» через мозг широкой и полноводной «рекой», оставаясь «незамеченной» нами, мы не обращаем на неё никакого внимания. Но если мы не обращаем внимания на информацию, поступающую в мозг, это совершенно не означает, что она не оказывает влияния на него. Каково же это влияние?

Любая информация, поступающая в мозг из окружающего внешнего мира, в большей или меньшей степени, на одно мгновение или навсегда изменяет качественную структуру мозга. При кратковременном изменении качественной структуры мозга, сигнал из внешней среды создаёт только эфирный отпечаток, который быстрее или медленнее, в зависимости от его функций, исчезает после прихода этого сигнала (кратковременная память). При долговременном изменении качественной структуры мозга, сигнал из внешней среды создаёт свой отпечаток как на эфирном, так и на астральном уровнях. И в таком состоянии след от внешнего сигнала отпечатывается в качественных структурах мозга практически навсегда (долговременная память). Именно механизмы формирования долговременной памяти являются волшебным ключиком, позволяющим открыть «дверь» таинственного, казалось бы, неуловимого и исчезающего, как мираж, «замка» природы сознания. «Летучий голландец» природы сознания, при всей своей очевидности, оставался тайной за семью печатями в течение уже нескольких тысячелетий. Философы и учёные в бесконечных спорах о первичности сознания или материи забывали о том, что понятие сознания использовалось без какого-либо объяснения. И если, например, диалектический материализм давал более-менее приемлемое объяснение материи, как «объективной реальности, данной нам в ощущениях», то в отношении сознания ничего лучшего не могли придумать, кроме как «объяснить» его высшим качественным состоянием той самой «объективной реальности», которая «нам дана в ощущениях». Не правда ли, потрясающая логика? Идеалисты, в свою очередь, не столь далеко ушли от подобной логики, проповедуя первичность сознания, абсолютной идеи, абсолюта, логоса, в конечном итоге, Господа Бога, которые (ый) и создали (л) окружающую нас «объективную реальность». Вообще, хотелось бы обратить внимание на то, что сам вопрос: «что первично — материя или сознание?», является абсурдным сам по себе. Так же, как и абсурден вопрос о первичности яйца или курицы. Так же, как не бывает курицы без яйца, так и не бывает яйца без курицы, так и не бывает сознания без материи и материи без сознания. Оба эти понятия — просто неразделимы и не существуют друг без друга. Просто понятие материи — гораздо шире, чем себе представляет современная наука, и сознание имеет множество состояний, качественно различающихся друг от друга.

X