Zero

Рубрика: Книги

Даже сам Альянс не принимает в этом никакого участия, притом, что является единственным форумом, где союзники вообще могут обсуждать вопросы стратегической безопасности. Верх наивности предполагать, будто такое отношение Вашингтона является следствием некомпетентности или дипломатической безграмотности. Ясно, что этот шаг был хорошо продуман и хладнокровно реализован. При всём, при том высокопоставленные деятели американской администрации озвучивают саркастические заявления, будто Россия, в сущности, согласна с американскими планами. Более того — сама может стать участником проекта.

Разумеется, с самого начала Россия не была согласна, да и вряд ли согласится в будущем. При всём том отравленная приманка в мышеловке предназначена не Москве, а Брюсселю. Пусть, мол, свора дрессированных восточноевропейских собачек поскорее слопает ядовитую котлетку. И чем скорее, тем лучше. И ещё раз Путин попал в тон, сделав заявление о переориентации своих ракет на цели в Европе. В результате встреча «G-8» в Ростоке в первых числах июня 2007 года превратилась в хор западных обвинений по поводу «новой русской угрозы». В очередной раз операция по науськиванию Европы на Россию увенчалась успехом. Европа, ставшая ещё слабее в результате победы Саркози во Франции, стала играть по правилам Вашингтона. Многие комментаторы заговорили о наступлении новой холодной войны.

Что касается Европы, Соединённые Штаты, в виде исключения, доказали в общем-то не свойственную себе дальновидность. Расширение НАТО на Восток является тому доказательством. В течение пятнадцати лет после крушения Берлинской стены Вашингтон форсировал поэтапное расширение Альянса на Восток, видоизменив в пользу Америки всю систему европейского равновесия сил. При этом Вашингтон не преминул использовать два благоприятных обстоятельства. Первое — покорность и преданность европейских правящих кругов, где никто не осмеливается поставить вопрос, является ли расширение НАТО на Восток необходимостью, коль скоро отпала задача обороны Европы от приказавшего долго жить Варшавского Договора? Второе благоприятное обстоятельство — безмолвное и пассивное непротивление со стороны ельцинского Кремля, целиком и полностью подчинённого американскому плану в обмен на оборонительный зонтик.

Ельцину было откровенно сказано, что в случае народных волнений, вызванных разбойничьей экспроприацией населения России, он может рассчитывать на защиту со стороны натовских войск. В обмен Ельцин и компания предоставили Вашингтону «свободу рук», не оказывая при этом никакого сопротивления. В результате Вашингтону удалось вмонтировать в НАТО три бывшие советские прибалтийские республики. Войска НАТО были представлены российским «демократам» в качестве международных полицейских сил, способных по всем правилам военного искусства выступить на защиту контрреволюции. «Демократам» было сказано — мы здесь рядом с вами во имя сохранения посткоммунистической России.

Эти события предшествовали десятилетнему периоду расширения Европейского Союза, вплоть до включения в него всех восточноевропейских стран, к этому моменту уже ставших членами НАТО. Расширение ЕС произошло в 2004 году в ходе массового приёма новых членов и последующего включения в 2007 году двух оставшихся бывших братских стран — Болгарии и Румынии. Иными словами — Атлантический альянс, появившийся на свет для отражения советской угрозы, нашёл применение для расширения и многократного усиления американского контроля над Старым Светом. В тот момент от внимания европейцев и новых русских ускользнуло понимание действительного смысла событий. Соединённые Штаты конца XX века, одержав победу в холодной войне, были и продолжают оставаться носителями идеи, что сильная Россия является недопустимым препятствием на пути установления американского владычества. Соединённые Штаты по-прежнему преисполнены решимости демонтировать Россию. Особенно после того, как им удалось расчленить Советский Союз. При этом не имеет значения, какая у России идеология и какие лидеры возглавляют её.

Наряду с моральным ничтожеством, интеллектуальное и политическое скудоумие олигархов, пришедших к власти, благодаря США, привело к тому, что дымовая завеса в виде Бориса Ельцина, очередного Квислинга европейской истории, продержалась целое десятилетие. Как иначе объяснить дифирамбы, которые на Западе вообще и в Соединённых Штатах, в частности, прозвучали в 2007 году по случаю его кончины. Повсюду слышались хвалебные гимны в честь особы, обеспечившей Соединённым Штатам колонизацию России. Гимны звучали не зря. Как говорится, результат налицо.

Что касается Европы (подробнее об этом чуть ниже), то подчеркнём, что расширение НАТО обошлось практически без заметных общеполитических дискуссий. Европейские парламенты и западные правительства заняли попустительскую позицию. Хотя бы для отвода глаз они не спросили, в чём смысл происходящего? Однако маловероятно, будто от правящих европейских классов ускользнуло главное. Соединённые Штаты усиливают господство над Европой по всем азимутам, формируя по своему образу и подобию военные элиты повсюду в восточноевропейских странах, предопределяя поведение правительств, подчиняя себе главнейшие средства массовой информации, формируя и подчиняя себе специальные службы и системы связи. Европа отдала на откуп Соединённым Штатам колонизацию бывшего советского космического пространства, точно так же, как и колонизацию бывшей советской территории.

Неужели европейские лидеры полагают, что стратегические интересы Европы и США совпадают, и будут совпадать вечно? Думать так большое заблуждение. Соединённые Штаты продолжают реализацию своих амбиций по нарастающей, и вовсе не делают тайны из своего намерения обрести в XXI веке «абсолютное господство» на всём земном шаре. Иными словами — преисполнены решимости добиваться неоспоримого превосходства над основными державами современности. Над Китаем, Индией и Россией, а также Европой. Достаточно почитать такие основополагающие документы, как «Проект нового американского столетия» (PNAC, 1998) и «Новую доктрину американской национальной безопасности» (2000), чтобы оценить всю амбициозность этого плана. Он претворяется в жизнь с полной уверенностью в правоте своего дела такими американскими революционерами, как Дик Чени, Пол Вулфовиц, Дональд Рамсфельд, Джон Болтон и др.

Расширение НАТО произошло ускоренными темпами. Сначала Польша, Чехия, Словения, Венгрия, затем осколки бывшей Югославии и прочие восточноевропейцы. Попутно в НАТО оказались даже три бывшие советских республики — Литва, Эстония и Латвия. В порядке подготовки афганской авантюры, решение о которой, как известно, было принято до 11 сентября 2001 года, Соединённые Штаты установили тесные отношения с правительствами Румынии и Болгарии. На тот момент они ещё не являлись членами НАТО и ЕС. На предложение вступить в НАТО София и Бухарест ответили без проволочек предоставлением воздушного пространства и аэродромов на время афганской войны. В то время эта договорённость считалась большой военной тайной. Вскоре США выполнили своё обещание.

Чуть раньше, в разгар натовских бомбардировок Сербии, Альянс отметил своё 50-летие. В Вашингтоне состоялись праздничные мероприятия, во время которых в Устав организации были внесены коренные стратегические изменения. Если бы в 1999 году Соединённые Штаты не «убедили» союзников изменить Устав, то сегодня войска НАТО не оказались бы в Афганистане.

Можно подумать, будто уже в те годы американские лидеры обладали даром пророчества. Однако всё обстоит гораздо проще. Вашингтонская администрация вносит в повестку дня цели и задачи, а затем претворяет в жизнь задуманное, навязывая свои решения союзникам, как некую обязанность. Антонио Грамши, крупный теоретик и основатель Итальянской коммунистической партии, назвал бы способность навязывать своё мнение союзникам «гегемонией». Думаю, что и в самом деле неоконы распространили свою гегемонию на весь западный лагерь. Всякий раз, когда Гегемон уверен в своём господстве, не только военном, но и интеллектуальном, он может позволить себе кое-какие вольности. Например, пренебрегать мнением подчинённых.

Все помнят, как на развалинах Берлинской стены американский профессор Фрэнсис Фукуяма объявил о «конце истории». Следом за ним другой американский интеллектуал Роберт Кэган (Robert Kagan) не счёл за труд объяснить европейским союзникам свой тезис о «двух Западах»[166]. Менторским тоном Кэган заявил, что отныне не существует одного Запада. Отныне их два. Один Запад — это могучая Америка, другой — слабая Европа. Отождествлять один Запад с другим и в прежние годы было иллюзией. Но, продолжает Кэган, пришло время формально признать, что иллюзиям пришёл конец. Существование иллюзорных представлений о Западе отныне бесполезно, ибо для осуществления своего господства Империя впредь не нуждается в каких бы то ни было формах гегемонии. Так что сегодня не надо заниматься пустой тратой времени. Отныне надлежит использовать своё превосходство напрямую, коль скоро оно уже обеспечено перевесом в военном могуществе. Не может быть равенства сильного и слабого.

Вкратце тезисы Кэгана выглядят следующим образом. История на стороне Америки, ибо только сила способна повелевать Историей. Эпоха международного права строилась на совместно выработанных правилах. Эти правила касались равных по силе. Сегодня стало ясно, что союза равных для управления судьбами мира более не существует. Кэган вообще ставит под сомнение существование такого союза в прошлом и провозглашает приход нового «глобального суверена», чья задача управлять подчинённым мировым сообществом. Однако «международный терроризм» действует не по правилам. Обязанность абсолютного Гегемона диктовать новые правила войны с «международным терроризмом».

Схватка будет продолжаться до последней капли крови. Всякий, кто, вроде «старых европейцев», продолжает думать, будто правила правового государства всё ещё применимы, ставит себя вне Истории. По двум причинам. Во-первых, вследствие отказа признать новое соотношение сил, то есть существование Империи. Во-вторых, вследствие отказа признать, что терроризм является абсолютным Злом, то есть единственным Злом на планете. Уничтожению этого Зла предстоит посвятить все силы с применением любых средств, не связывая себя обветшавшим и более никчемным соблюдением прав человека. Терроризм, как синоним абсолютного Зла, ставит под угрозу благоденствие Соединённых Штатов Америки.

Уровень жизни остального Запада подлежит пересмотру в связи с новым соотношением сил. Уровень жизни в других западных странах должен напрямую зависеть от уровня, достигнутого в Соединённых Штатах. Американский потребитель решает вопрос о темпах развития планеты. Всё зависит от того, как поведут себя остальные — хорошо или плохо. Иными словами — Империя вершит судьбами мира, в зависимости от желания американского потребителя брать деньги в кредит. Империя манипулирует своими подданными таким образом, чтобы они проявляли возрастающее желание потреблять. Инфернальный круг, таким образом, замыкается на самоё себя. В случае, если контроль над мозгом потребителя вдруг выскользнет из рук Империи, тогда нет иного выхода, как развязать войну, дабы выровнять пассивное сальдо или просто предать огню бухгалтерские книги. Если ещё и можно говорить о западной коалиции, то только в очень узком смысле, да и то, всякая коалиция существует только в течение переходного периода, не более того. Так что, мы имеем дело со строго выстроенной иерархической конструкцией, не допускающей обсуждения.

Брутальность этих тезисов была неоднократно подтверждена не только на страницах теоретических журналов, издающихся неоконами, которым подпевают отдельные, сервильно настроенные представители европейской «интеллигенции», но также заявлениями американских лидеров. На эту тему уже высказались президент Буш и его бывший министр обороны Дональд Рамсфельд, а также вице-президент Дик Чейни. Напомним, что именно Рамсфельду принадлежит уничижительное выражение — «старая Европа». Как противопоставление новой проамериканской и ультра неолиберистской Великобритании и восточноевропейским новобранцам. В контексте этого революционного порыва, 11 сентября сыграло роль катализатора. До этой роковой даты подобные тезисы не разрешалось обнародовать, в силу их крайней политической некорректности. Раньше никто не отваживался произносить публично подобные мысли вслух. Но после 11 сентября тезисы трансформировались в неоспоримые истины. Теперь нет такого публичного акта, выступления, комментария, инвективы, где не говорилось бы о необходимости «бороться с международным терроризмом». Уклонистам и прочим дезертирам следует знать, что их политическая карьера и роль на политическом Олимпе будут непоправимо испорчены. Кто не разделяет эти тезисы, тому не место в политике.

Ещё бы — Гегемон получил прямой удар на собственной территории. Всякое святотатство выглядит грубо и вульгарно. Тем более, такое святотатство, как 11 сентября. Оно в принципе недопустимо. Причём это святотатство оказалось настолько вызывающим, что его «продемонстрировали» всему миру. Ему не может быть прощения. Нельзя примириться и с теми, кто отрицает святотатство, нарушает табу. Западу предписано пройти своего рода курс принудительной шоковой терапии, от которой невозможно отказаться. Не прошедший курс не заслуживает снисхождения. В таком положении оказались все без исключения западные лидеры.

Да, конечно, среди них встречаются и такие, кто пытается уклониться от лечения. Значит, они или обладают достаточной смелостью, или чувством собственного достоинства. Интуитивно они догадываются о бесконечной череде трагических последствий, которые угрожают человечеству в случае соучастия в ритуале. Однако их ждёт неотвратимое наказание. Разве что, они сами заранее не позаботились о запасном выходе или не выстроили особо прочную систему обороны. Кстати, среди понимающих суть дела редко встретишь европейских лидеров. Сопротивление могут позволить себе лишь такие деятели, как Фидель Кастро, пока он жив, венесуэльский или иранский президенты. В силу разных причин они физически находятся вне зоны контроля Империи. Речь идёт об «изгоях» и иже с ними, которых Империя ещё не уничтожила. Время ещё не пришло. Империя не может не обречь «изгоев» на уничтожение, умерщвляя неугодных лидеров. Как, например, Слободана Милошевича и Саддама Хусейна. Цель — установить глобальный контроль над всеми руководящими группам в мире. Главное — избежать появления негативного образца для подражания. Не пустить в политику таких деятелей, которые способны бросить перчатку Гегемону и при этом остаться без наказания.

Все, кто находится за рубежами «страны-изгоя», то есть союзники Гегемона, в той или иной мере ощущают на себе его власть и являются объектами шантажа. Практически все должны выторговывать у Гегемона объём своей власти и, следовательно, отдавать ему отчёт о своём поведении и принимаемых решениях. При этом не должна существовать (да она и не существует) зона франко, где можно спрятаться от гнева императора. Нет таких укромных уголков, где на некоторое время можно было бы ощутить себя в безопасности. Когда император провозглашает «Патриотический акт», то, будьте любезны, не питайте иллюзий, будто он касается только Соединённых Штатов, будто наступление на американские свободы касается только американцев. Результаты не замедлят сказаться в самых удалённых уголках мира.

В качестве неопровержимого доказательства достаточно привести пример extraordinary renditions (чрезвычайная выдача преступников. — Прим пер.), то есть программы похищений и захвата нелегалов из числа неамериканских граждан — aliens. Администрация Джорджа Буша запустила эту программу сразу же после 11 сентября. Старт программе был дан жутковатым президентским декретом от 13 сентября 2001 года. Декрет велеречиво озаглавлен «Military order on the Detention, Treatment and Trial of Certain Non-Citizens in the War against Terrorism»[167]. Декретом учреждались особые военные трибуналы для судебного разбирательства в отношении подозреваемых в терроризме лиц. Этот документ является вехой на новом пути, длина которого, по заявлениям высших должностных лиц, измеряется десятилетиями. Речь идёт о «бесконечной войне», которая может продлиться и полстолетия, то есть на протяжении жизни одного или двух поколений. Следовательно, ничего временного.

Мы имеем дело с началом новой правовой, а также политической системы, где задержанные и тайно похищенные люди лишены всех прав и формальных гарантий западного правового государства и гарантий международных пактов и договоров. Отныне заключённому не положено знать о предъявляемом обвинении. Он не имеет права на адвоката, предъявление мандата на арест, ознакомление с доказательствами и уликами. Гласность судопроизводства также отменяется. Теперь в ходе допроса заключённый может подвергаться пыткам. Судить его будет особый трибунал — тройка, где двое из судей при погонах. Этот трибунал имеет право выносить смертные приговоры. Президентский декрет Буша не получил грифа секретности. При желании каждый может прочитать его. Удивительно, но в Европе практически никто не обратил внимания на этот документ.

Предпосылки для прямого вмешательства США в дела своих союзников были созданы накануне 11 сентября, за два месяца до террористической атаки. Уже 4 октября 2001 года, то есть спустя двадцать четыре дня после 11 сентября, лорд Робертсон, в то время генеральный секретарь НАТО, заявил, что Соединённые Штаты обратились с формальным предложением провести чрезвычайное заседание на уровне послов. В повестке дня — вопрос о применении статьи 5 Северо-Атлантического договора. Впервые за всю историю НАТО речь шла об использовании этой статьи. Возражений не последовало, хотя статья 5, обязывающая союзников выступить единым фронтом в случае нападения на одного из них, очевидным образом не соответствовала ситуации. Нападение имело место, но его нельзя было квалифицировать, как акт военной агрессии. Речь шла о единичной террористической акции, носившей смертоносный характер, повлёкшей жертвы среди гражданского населения и нанёсшей удар по символам американской власти. Атака была совершена не с территории противника, а усилиями некой террористической организации, чётко не идентифицированной ни на тот момент, ни в настоящее время. Эмоциональная волна была колоссальной, но всё же не могла скрыть вопиющее несоответствие в соотношении сил противоборствующих сторон. Тем не менее, требование Соединённых Штатов было удовлетворено беспрекословно.

Конечно, сложилась беспрецедентная ситуация. Однако её аномалии объяснить не так-то просто. Например, каким образом претворять в жизнь союзническую солидарность? И главное, на каком театре военных действий? Вашингтон положил на брюссельский стол проект торжественной декларации. Виновный был назван с удивительной определённостью — Усама бен Ладен. При этом сомневающимся США заявили, что доказательная база внушает доверие, однако из соображений безопасности, данные не подлежат разглашению. Отправной точкой террористической атаки был назван Афганистан. Следовательно, Афганистан должен стать объектом коллективного возмездия со стороны НАТО.

Таким образом, террористическая атака была приравнена к широкомасштабной войне. Целая страна — Афганистан со своим ничего не ведающим и ни в чём не повинным населением была назначена в качестве цели операции возмездия. Ещё в 1998 году о подобном решении нельзя было бы и помыслить. Не обойти молчанием и тот странный факт, что, оказывается, НАТО обладает уникальной способностью — предугадывать будущее. Ведь не случайно же в 1999 году под грохот бомбардировок Югославии блок НАТО внёс изменения в свой Устав. За целых два года до 11 сентября НАТО вдруг ощутил необходимость изменить прежний облик, путём превращения из оборонительного альянса в военный агрессивный блок, способный проводить, так называемые, «гуманитарные» операции без оглядки на то, подвергался ли нападению хотя бы один из членов Альянса.

В том же, поистине роковом 1999 году, году 50-летия НАТО, Вашингтон точно предвидел (во всех смыслах этого слова) расширение сферы действия блока на всю планету. Иначе говоря — не только для поддержания безопасности на североатлантическом театре, но в обеспечение интересов своих членов, где бы они ни подвергались опасности. Причём, в любой ситуации, угрожающей западным ценностям (также во всех идеальных, конкретных и метафорических смыслах этого слова), создаваемой дерзким противником. Иначе говоря, за целых два года до 11 сентября блок НАТО обзавёлся всеми необходимыми инструментами с целью противостоять угрозам, которые возникнут только в 2001 году.

Наконец, ещё одна удивительная странность. Теперь всем хорошо известно, что планы нападения на Афганистан были подготовлены заранее и легли на стол Джорджа Буша утром 9 сентября 2001 года. Однако в тот день Буш не завизировал документ. Быть может, в ожидании более подходящего случая. Какое бы мы ни искали объяснение этим странностям, перед нами итоги брюссельского заседания Совета НАТО от 4 декабря, повестка дня которого была доложена лордом Робертсоном. Страны НАТО возложили на себя обязательство по укреплению кооперации спецслужб в целях расширения обмена разведданными. Обязательство предусматривает оказание поддержки всем странам, которые, принимая участие в «величайшей войне с международным терроризмом», тем самым подвергаются дополнительной террористической угрозе.

Обратите внимание на следующее уточнение: «Способствовать движению воздушного транспорта Соединённых Штатов и Союзников в части, касающейся переброски военного воздушного транспорта, принимающего участие в контртеррористических операциях. Предоставлять Соединённым Штатам и Союзникам доступ в аэропорты и аэродромы, расположенные на территории стран НАТО в целях выполнения задач, поставленных в ходе контртеррористических мероприятий, в частности операций по дозаправке в соответствии с национальными правилами»[168].

Думаю, одних этих подробностей достаточно, чтобы понять — Вашингтон прекрасно сознавал, что именно он потребует от своих союзников в последующие недели. В частности, поддержки засекреченных рейсов, использования аэродромного хозяйства, заправки горючим и проч. Здесь видно, как начинается охота на человека. В дальнейшем к ней подключатся практически все спецслужбы и правительства Европы. Если принять на веру заявления высокопоставленных американских должностных лиц, все европейские спецслужбы в той или иной форме бесперебойно поставляли информацию спецслужбам США.

Временная спецкомиссия Европарламента, в работе которой мне довелось принять участие в качестве исполняющего обязанности члена комиссии, смогла определить уровень соучастия политической власти многих стран Евросоюза. Практически все прямо или косвенно замешаны в обеспечении операции extraordinary renditions, а попросту говоря — закрывали глаза на то, что творят американские союзники на европейской территории и в европейских транспортных узлах. Временная специальная комиссия Европарламента активно функционировала в течение всего 2006 года и завершила работу в марте 2007 года. По итогам деятельности спецкомиссия обнародовала принятый широким большинством голосов нелицеприятный документ. В нём подвергаются осуждению противозаконные действия Соединённых Штатов при попустительстве европейских правительств и властей самого Евросоюза. Тем не менее, сам факт принятия этой резолюции свидетельствует о благополучном состоянии здоровья европейской демократии. К сожалению, речь идёт лишь только о единственном до сих пор документе. Важно, что документ был вотирован органом напрямую избранным гражданами Европы, а не канцеляриями, правительствами, органами исполнительной власти, которые все, или почти все, являются пособниками или соучастниками противозаконных действий.

Вряд ли вызовет удивление тот факт, что Парламентская комиссия Европейского Союза, созданная для расследования нарушений американскими спецслужбами прав человека и основополагающих законов самого Евросоюза в период после 11 сентября 2001 года, обнаружила немало пособников среди европейцев. К аналогичным выводам приходит также комиссия по правовым вопросам и правам человека Парламентской Ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ). Документы, подготовленные двумя европейскими парламентскими институтами, являются, пусть и весьма опосредованным, но всё-таки выражением воли избирателей и носят практически идентичный характер.

По словам Дика Марти (Dick Marty), председателя Комиссии Совета Европы, европейские правительства «не могут рассматриваться в качестве жертв американских махинаций, ввиду добровольного соучастия в них» в ряде стран и на разном уровне ответственности. Этим прекрасно объясняется тот факт, что европейские правительства систематически отказываются сотрудничать со следственными органами. На вопросы следователей они дают совершенно неприемлемые ответы, содержащие заведомо ложную и явно противоречивую информацию. Польша и Румыния подозреваются в создании секретных тюрем. На протяжении определённого времени в них содержались заключённые, противозаконно задержанные в третьих странах. Обе страны демонстративно выразили пренебрежение в отношении ведущегося расследования. Вряд ли Польша и Румыния осмелились бы на такой демарш, не будь они уверены в своей безнаказанности. Такую уверенность могли породить только сами европейские институты, в особенности Совет Европы, сводящий воедино мнения европейских правительств и обеспечивающий господство проатлантических взглядов на основные вопросы повестки дня мирового правительства.

В настоящее время Европа настроена гораздо более проамерикански, чем до вступления новых членов, в основном из числа восточноевропейцев. Практически все новобранцы являются должниками Соединённых Штатов и благодарны за членство в НАТО. Тем не менее, важно подчеркнуть, что даже такая Европа перед лицом требований Империи продолжает сохранять определённый уровень автономии. Так, Европейский Верховный Суд неоднократно опротестовывал решения Еврокомиссии, нарушающие права граждан или европейские законы. Особенное внимание общественности привлекло отклонение Верховным Судом решения Еврокомиссии, принятого под давлением Соединённых Штатов, о раскрытии личной информации граждан, направляющихся в США. Требование американцев соответствует духу «Патриотического акта» Дж. Буша, однако высший конституционный орган Европейского союза счёл недопустимым распространение американского законодательства на Европу.

Такие эпизоды показывают, что за властные полномочия и суверенитет самой Европы ведётся самая настоящая борьба pro et contra. Схватка продолжается до сих пор. Однако инициатива находится на стороне Соединённых Штатов. В длительной перспективе выигранные ими многочисленные сражения являются более важными, чем отдельные поражения.

Наше специальное расследование, судьбу которого ещё предстоит узнать, показало крайнюю напористость в поведении американцев, но главным образом уступчивость и попустительство со стороны большинства европейских правительств. Временной специальной комиссии удалось собрать неопровержимые доказательства, по меньшей мере, о 1080 рейсах ЦРУ, совершивших посадку в европейских аэропортах в период между 11 сентября 2001 года и концом 2005 года. Было также установлено, что 14 европейских стран (в том числе Германия, Швеция, Италия, Бельгия, Испания) выдавали разрешения, как на транзит через свою территорию, так и посадку или временное пребывание жертв extraordinary renditions. Как уже было сказано, две страны — Польша и Румыния содержали на своей территории в течение определённого времени (продолжительность которого ещё предстоит установить) нелегальные тюрьмы, где предполагаемые террористы находились в качестве заключённых и, по всей вероятности, подвергались допросам в нарушение европейских законов и международных конвенций, подписанных Евросоюзом. Таким образом, мы имеем дело с нарушениями статьи 6 Договора о Европейском Союзе в части, касающейся прав человека и основополагающих свобод.

Были собраны также доказательства и неопровержимые улики о количестве противозаконных «перемещений» на европейской территории: от 30 до 50. Только в одном случае (речь идёт о следствии, проведённом прокурором города Милан Армандо Спатаро) национальные судебные органы провели следственные действия в полном объёме, инициировав уголовные дела в отношении 22 агентов ЦРУ, участвовавших в похищении имама Абу Умара. После похищения через американскую авиабазу в Авиано (Италия) имам был перемещён в Египет. Там он был допрошен с применением пыток. Благодаря расследованию, стало ясно, что итальянские спецслужбы, причём, на высоком и высшем уровне, принимали активное участие в этой операции или были осведомлены о ней. Все опрошенные европейские функционеры высшего эшелона вроде Хавьера Соланы (Javier Solana) заявили, будто им ничего не известно по этому делу. Вопреки тому очевидному факту, что в тюрьмах Гуантанамо и Абу-Граиб Соединённые Штаты систематически нарушают все международные конвенции и права заключённых.

Нет нужды сомневаться, что, попирая права человека в одном месте — Гуантанамо, они нарушают эти права так же и в других местах заключения. Казалось бы, европейские правительства в срочном порядке должны были бы запретить проведение беззаконных операций в Европе. Однако ничего подобного они так до сих пор не сделали. Священные принципы, которыми они размахивают, как знаменем борьбы с государствами-изгоями, попраны с иголочки одетыми господами, восседающими за дубовым письменным столом в окружении услужливых секретарей. Последний отрезок истории Империи демонстрирует также, что отныне существует непреодолимая пропасть между принципами и реальной жизнью. Речь идёт о гибели демократии, разрыве между гражданами, которые в своей массе не знают о происходящем, с одной стороны, и представительскими институтами — с другой. Мы видим, как буквально на глазах политика превращается в бизнес, а бизнес в преступные действия.

Одно ясно — многие европейские правительства действуют по указке Вашингтона и втайне от своих граждан. В самом Вашингтоне власть «демократически» захвачена группой авантюристов из числа сектантов-фундаменталистов, которые приступили к поэтапному свёртыванию американской демократии. Быть может, для характеристики европейских стран подойдёт выражение, бывшее в ходу лет двадцать тому назад, — «страны-сателлиты». Речь идёт об эпохе «ограниченного суверенитета», творцом которого выступил «уважаемый Леонид Ильич Брежнев», генеральный секретарь КПСС. Теперь же, благодаря причудливой игре исторического пространства и времени, «ограниченный суверенитет» лучше всего характеризует нынешнюю Европу. В роли ограничителя нашего суверенитета выступает человек по имени Джордж Буш, император Соединённых Штатов Америки и той части мира, которая в своё время называлась «Запад».

Несомненно, Европа не могла, да и не может сдаваться на милость победителя, даже перед лицом требований об отречении от своих гражданских и демократических свобод, от своего образа жизни. Однако держать оборону всегда несладко. Тем более, что в качестве образца нам предъявлена модель американских свобод. Пусть буквально на глазах она подвергается разрушению, эту модель всё равно объявляют живым и великим примером для подражания. Не покладая рук, над этим трудится corporate media — огромная корпорация объединённых СМИ.

Все СМИ являются американскими или проамериканскими. У них отсутствуют соперники. Ведь действуют они в том пространстве, где рынок, как таковой, давно не существует. Здесь царство олигополии. В то время, как демократия и свобода подвергаются эрозии, хор прислужников Империи дружно возносит оды свободе и демократии. Выставляет их напоказ, как если бы они ещё существовали в виртуальном пространстве — этом обиталище закабалённого Запада. Давление, угрозы, шантаж, коррупция, наряду с реальной гегемонией в сфере культуры, объясняют общее сползание Запада в новую авторитарную систему. Система предназначена всему Западу, как «новому», так и «старому».

Благодаря сопротивлению немецкого и французского правительства (притом, что не следует забывать: одно было левым, а другое правым) Европа не была втянута в иракскую войну. Однако Европейский Союз всё равно пошёл на финансирование иракских выборов 2005 года, выделив на этот фарс 30 миллионов евро. Кто распорядился об этом? Установить, на ком лежит ответственность за такой шаг: на отдельном лице или учреждении, — не так-то просто. Решение было принято и точка. Что ж, будем считать, что в нём повинны оказанные на Еврокомиссию давление и угрозы из-за океана. Другой пример — в середине 2006 года американский вице-президент Дик Чейни прибыл в Европу на совещание с представителями ряда стран бывшей Югославии и объявил о решении в скором времени принять всех в НАТО. При этом ни одно европейское правительство не нашло ни времени, ни сил, чтобы выразить не то, чтобы несогласие (о подобной смелости нечего даже и мечтать), а хотя бы своё собственное мнение.

Дальше — больше. Тот же Чейни в сопровождении Кондолизы Райс выступил в качестве одного из инициаторов приёма в НАТО такой страны, как Украина. Инициативная группа состоит из США, Канады и Польши. Чейни заявил о создании fast track — «привилегированного коридора», призванного ускорить приём Украины в НАТО и в Европейский Союз. Европа закрыла глаза на беспрецедентную беспардонность, с какой три страны НАТО (сеньор и два вассала) приняли постановление о расширении альянса, при этом даже не проконсультировавшись с другими членами НАТО. В то же время две страны в инициативной группе — США и Канада не являются членами Евросоюза. Используя самого сервильного из своих союзников — Польшу — в качестве плацдарма, инициативная группа «постановила» расширить ЕС на страну такого масштаба, как Украина.

США прекрасно сознают, что такой шаг может спровоцировать кризис, как внутри самой Украины, так и в её отношениях с Россией. Следующий пример — провокационное решение Джорджа Буша совершить вояж в Албанию, так сказать, на десерт к встрече «G-8» в Ростоке, и предложить членство в НАТО Тиране. Именно в тот момент, когда США поощряют суверенитет Косово наперекор воле Белграда и вето России.

К перечню откровенно провокационных демаршей 2007 года добавился ещё один, вызвавший жёсткую ответную реакцию Кремля. Речь идёт о размещении в Польше новой американской ракетной системы, а в Чешской Республике высокомощного радара. По официальной версии, якобы для защиты США и части Европы от несуществующих иранских стратегических ракет.

Речь идёт об операции, по поводу которой Вашингтон ведёт прямые переговоры с Варшавой и Прагой. Причем безо всяких консультаций с Европейским Союзом и даже НАТО. Сложилась парадоксальная ситуация, когда блок НАТО ведёт большую войну с международным терроризмом вне своих границ и при этом не имеет голоса в вопросах коллективной безопасности в Европе. Вашингтон открыто работает на раскол Европы, ведя переговоры с одними членами ЕС в ущерб другим, игнорируя такие европейские институты, как Совет Европы и Европейскую комиссию.

[166] О принципиальном расхождении Европы и Америки — тема книги Роберта Кэгана «О рае и о силе» — «Of Paradise and Power» (2003), с точки зрения автора пора перестать делать вид, что европейцы и американцы одинаково смотрят на мир. — Прим, пер.

[167] «Приказ военных властей о содержании под арестом и судебном разбирательстве в отношении определённой группы неграждан в ходе войны с терроризмом». — Прим. пер.

[168] См. по вопросу о «чрезвычайке»: G. Chiesa (con Francesco De Carlo e Giovanni Melogli). Le carceri segrete della Cia in Europa. Piemme. 2007.

X