Сенсационная история Земли

Рубрика: Книги

Мифология вносит свои коррективы

Обратимся для начала к первоисточнику.

Вот, что гласит Ветхий Завет:

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет – сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними… И затворил Господь за ними ковчег. И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы… Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге»

(Бытие, гл. 7).

«И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней… Шестьсот первого года жизни Ноевой к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли»

(Бытие, гл. 8).

Спустимся с высот «божественного текста» на грешную землю и посмотрим на содержание приведенных отрывков простым аналитическим взглядом. Оставим также неважные в данном случае детали, связанные с продолжительностью жизни Ноя и длительностью событий. Посмотрим только на суть самих событий.

Итак, нам предлагается поверить в то, что откуда-то «из великой бездны» через «отворенные окна небесные» на Землю хлынул такой поток воды, который покрыл все горы, имеющиеся на планете.

Если учесть, что высота Джомолунгмы (Эвереста) – самой высокой горы на планете – составляет почти девять километров, а самая глубокая Марианская впадина достигает одиннадцати километров (основные же глубины в Мировом океане и того меньше – порядка 5-6 километров), то легко понять, что для такого полного затопления Земли, как описывает Библия, количество воды на ней должно было как минимум удвоиться. Это для начала. А в конце событий эта же дополнительная вода – объемом с современный Мировой океан или даже более – должна была куда-то деться.

Возникает банальный вопрос: откуда взялась эта вода и куда затем ушла?..

Ответ текста – «из источников великой бездны» – меня, как физика по образованию, абсолютно не устраивает. Думаю, не устроит он и большинство читателей. У современных же креационистов мне удалось найти несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Вариант первый. Вода, залившая землю во время Потопа, до того представляла из себя некий «ледяной купол» в атмосфере, который (естественно, «по воле Бога») в некий момент растаял и пролился многодневным ливнем. Прямо-таки некая «небесная твердь», абсурдность которой, на мой взгляд, достаточно очевидна.

Во-первых, совершенно не ясны физические законы, которые позволили бы подобному «ледяному куполу» удерживаться в атмосфере, не падая на землю. А во-вторых, по всей логике версии, сошедшая с земли после Потопа вода должна была образовать новый «ледяной купол». Однако ни современные самолеты, ни даже космические аппараты, бороздящие просторы Солнечной системы, ни на какой «купол» не наталкиваются…

Вариант второй сводится к замене «ледяного купола» на «паровой». Дескать, в ходе Потопа водяной пар из такого купола сконденсировался и пролился дождем на землю; а после Потопа вода испарилась, вновь перейдя в пар.

Но во-первых, есть расчеты, которые показывают, что если испарить Мировой океан (а именно близкое к такому количеству воды должно было образоваться из пара, а затем вновь превратиться в пар), то мы получим на Земле такие условия, которые царят ныне на Венере с давлением в сотню атмосфер!.. Однако мы имеем то, что имеем – давление всего в одну атмосферу, а не в сто…

А во-вторых, многочисленные высотные зонды, которые уже много лет регулярно поднимаются в небо почти до границ космического пространства, не фиксируют нигде того количества пара, которое необходимо для образования соответствующего Потопу объема воды.

Те же из креационистов, которые сами понимают абсурдность рассмотренных двух вариантов, иногда предлагают иной – третий вариант. Он сводится к тому, что вода пришла вовсе не с неба, а из недр Земли, куда и вернулась после Потопа.

Но, во-первых, это уже прямое противоречие текстам Ветхого Завета, где ни о каких недрах планеты не упоминается. Так и хочется сказать: господа-товарищи креационисты, вы уж будьте последовательны – верите этим текстам, так верьте до конца, а не занимайтесь их передергиванием и подгонкой.

И во-вторых, современные сейсмологические исследования недр планеты нигде не обнаруживают таких полостей, куда бы могла уйти вода в требуемом объеме.

Так что все варианты, предлагаемые креационистами, абсолютно никуда не годятся. И я совершенно понимаю геологов, которые делали свой выбор двести лет назад. Если бы я был на их месте, и мне предлагался выбор между ветхозаветным Потопом и теорией Лайеля, я, не колеблясь и совершенно уверенно, выбрал бы сторону Лайеля!..

Однако на дворе, к счастью, начало не XIX-го, а XXI века. И за прошедшие двести лет появилось много новых данных, которые предоставляют возможность совсем иного выбора.

* * *

Одной из величайших археологических находок за последние двести лет является обнаружение в ходе раскопок в Междуречье – регионе между реками Тигр и Евфрат – большого количества клинописных табличек, которые составляли ранее целые библиотеки. Когда эти таблички начали расшифровывать, выяснилось, что в них встречаются описания событий, аналогичных тем, что представлены в Ветхом Завете в сюжете о Всемирном Потопе. Причем находка оказалась вовсе не единичной – тексты с описанием Потопа были найдены в разных местах. Вдобавок, сохранились и предания об этом событии у разных народов в этом регионе, записанные уже позднее.

 

«В 1872 году Джордж Смит, реставратор Британского музея, восстанавливая и читая глиняные таблички, обнаруженные при раскопках Ниневии, столицы древней Ассирии, разобрал клинописную надпись на одном из фрагментов, которая была... описанием Великого Потопа в тех же деталях, но с другими героями! Причем это была поэма! И библейский Ной звался в ней Утнапиштимом, а Арарат горой Ницир. Правда, потоп длился всего шесть дней и семь ночей (в Библии – 40)... Поэма называлась «Эпос о Гильгамеше»

(В.Бацалев, А.Варакин, «Тайны археологии»).

«Арне Пебель опубликовал в 1914 году перевод шумерской таблички, хранившейся в Филадельфии, в музее Пенсильванского университета. В них рассказывается о том, что набожный и благочестивый царь Зиусурда получил указание от Уту (бога солнца) и отправляется на корабле, спасаясь от Потопа, бушевавшего семь дней и семь ночей»

(там же).

В зависимости от источника некоторые детали, правда, отличались, но не принципиально. Так, скажем, меняется не только имя спасшегося человека – вместо Ноя это Атрахасис, Утнапишти или Зиусудра – но и средство спасения. Если библейский «ковчег» – это корабль, то в месопотамских мифах упоминается подводное судно.

С одной стороны, тексты Ветхого Завета вроде бы получили определенное подтверждение. Но с другой – это указывало на то, что библейский сюжет о Всемирном Потопе был позаимствован из иных, более ранних источников. Это подтолкнуло исследователей к поиску других аналогичных древних легенд и преданий.

Довольно быстро нашелся схожий сюжет в Индии – в дравидийском тексте «Шатапатха Брахмана» и «Махабхарата». Местному «Ною» под именем Ману тут помогла спастись рыба, которая была воплощением творца мира Брахмы (по другим версиям, воплощением хранителя мира Вишну). Бог предупредил человека о грядущем потопе, прислал ему большой корабль и велел погрузить в него по паре всех живых существ и семена всех растений, а потом сесть туда самому.

Мифы Лаоса и северного Таиланда рассказывают о том, что потоп вызвали обитатели некоего «верхнего королевства», могущественные существа тены. Они объявили, что, прежде чем съесть что-нибудь, люди должны в знак уважения делиться с ними своей едой. Люди отказались, и в ответ на это разъярившиеся тены устроили наводнение, которое опустошило землю.

В Японии есть предания, согласно которым острова Океании появились после того, как мир был уничтожен наводнением и потом воссоздан богом Тангалоа. А жители Самоа верят в наводнение, которое некогда стерло с лица Земли все человечество…

Если сходство сюжетов Ветхого Завета и месопотамских преданий еще как-то можно объяснить миграцией и влиянием народов друг на друга, передававшим сообщения о некоем наводнении, то для Индии подобное объяснение уже кажется странным, а для Японии и Самоа вообще за гранью реальности. И уж совсем фантастическим оно оказывается для жителей Северной и Южной Америки, где также обнаруживается упоминание Потопа.

В книге Линда «Истории индейцев дакота» есть миф о том, как море и воды некогда нахлынули на землю, погубив всю жизнь человеческую. Индейцы чикасо утверждали, что мир был погублен водами, но спаслась одна семья и по паре животных каждого вида. Сиу тоже говорили о времени, когда не оставалось сухой земли и все люди исчезли.

В преданиях, сохранившихся у народов Мексики, разрушение явилось в виде проливного дождя и наводнений. Горы исчезли, и люди превратились в рыб. А в легендах ацтеков человек спасается от наводнения на выдолбленном бревне…

Расходясь в деталях, древние легенды и предания сходятся в главном – в прошлом имело место мощнейшее наводнение, от которого спаслись лишь немногие.

Можно было бы, конечно, попытаться списать все на «странные совпадения», но уж очень много народов сохранили легенды о событиях, схожих с ветхозаветным Всемирным Потопом.

«Всего в мире таких легенд известно более 500. Исследовав 86 из них (20 азиатских, 3 европейских, 7 африканских, 46 американских и 10 из Австралии и Океании), доктор Ришар Андре пришел к выводу, что 62 полностью независимы от месопотамского и еврейского вариантов»

(Г.Хэнкок, «Следы богов»).

Вывод о полной независимости мифов разных народов друг от друга чрезвычайно важен. Он прямо указывает на то, что причина такого сходства сюжетов вовсе не в том, что была какая-то «миграция» народов, в результате которой одна и та же легенда расползлась по миру, а в том, что действительно  в далеком прошлом имело место какое-то глобальное событие типа потопа. Реальное событие, следы которого вполне могли остаться до сих пор…

* * *

Однако из независимости мифов о Потопе у разных народов вытекает и еще одно следствие.

Раз Ветхий Завет – далеко не единственный источник сведений о некоем давнем событии, то и ограничиваться лишь библейским текстом мы не имеем права. Надо учитывать «показания» других источников. Тем более, что среди древних легенд и преданий есть и такие, в которых имеются уже принципиальные отличия от Ветхого Завета. В частности, такие, где речь идет о том, что вода вовсе не покрывала Землю целиком и полностью.

У луизенов из нижней Калифорнии есть предание о наводнении, которое затопило горы и уничтожило большую часть человечества. Лишь немногие спаслись, сбежав на высочайшие пики, которые не скрылись, как все окружающее, под водой. Аналогичные мифы были записаны и у гуронов, проживавших севернее…

В Эквадоре индейское племя канаров хранит древнюю историю о наводнении, от которого два брата спаслись, взобравшись на высокую гору.

«В провинции Анкасмарка, что в пяти лигах от Куско, индейцы рассказывали следующую басню. За месяц до потопа их овцы (ламы) закручинились, днем они ничего не ели, а ночью следили за звездами. В конце концов пастух поинтересовался, что их беспокоило, и они ответили, что расположение звезд предсказывает гибель мира от воды. Услышав это, пастух посоветовался со своими шестью детьми, и вместе они приняли решение собрать сколько можно пищи и овец и подняться на вершину очень высокой горы под названием Анкасмарка. Они говорят, что по мере подъема уровня воды, гора становилась все выше, и потому потоп так и не смог накрыть ее полностью, а когда вода спала, гора тоже уменьшилась. Таким образом, шесть детей того пастуха вновь заселили тот район...»

(Кристобаль де Молина).

В Чили арауканы сохранили предание о том, что некогда случилось наводнение, от которого спаслись лишь немногие индейцы. Они бежали на высокую гору под названием Тегтег, что означает «гремящая», или «сверкающая», которая имела три вершины и была способна плавать в воде.

Легенда народа ямана с Огненной Земли говорит о том, что Потоп вызвала женщина-Луна, которая ненавидела людей. В то время утонули все, за исключением тех немногих, кто сумел бежать на пять горных вершин, которые вода не покрыла.

При этом в южноамериканских преданиях доминирует представление, что вода пришла в виде большой волны со стороны Тихого океана. А это уже не вода из непонятных «небесных окон» и «великой бездны». Это вполне известное и вполне понятное нам явление – цунами! Только очень мощное цунами.

И именно на последствия воздействия цунами указывают археологические находки в Южной Америке.

«...фрагменты скелетов людей и животных лежат в хаотическом беспорядке вместе с обработанными камнями, орудиями, инструментами и бесчисленным количеством других предметов. Видно, что все это волокла, ломала и сваливала в кучу какая-то сила»

(Г.Хэнкок, «Следы богов»).

«По всей Южной Америке также были обнаружены ископаемые останки времен Ледникового периода, в которых скелеты несовместимых видов животных (хищников и травоядных) беспорядочно перемешаны с человеческими костями. Не менее важным является сочетание (на достаточно протяженных площадях) ископаемых сухопутных и морских животных, беспорядочно перемешанных, но погребенных в одном геологическом горизонте» (там же).

Между прочим, эти находки упоминаются в качестве свидетельств, вошедших в работу Баклэнда «Следы Потопа». А сам Баклэнд (повторимся) «придерживался представлений сэра Джеймса Холла о некоем грандиозном потоке или водяном вале вроде гигантской приливной волны».

Но это же и есть в чистом виде цунами!..

Заметим, что описание характера останков, обнаруженных в Сибири и на Аляске, также абсолютно в точности соответствует тем последствиям, которые вызывает как раз цунами – разорванные тела животных вперемешку с частями растений и песком.

«Вечная мерзлота, в которой останки... животных погребены на Аляске, походит на мелкий темно-серый песок. Вмерзшие в эту массу, говоря словами профессора Хиббена из Университета Нью-Мексико: «...лежат скрученные части животных и деревьев, перемежаясь с прослойками льда и слоями торфа и мха... Бизоны, лошади, волки, медведи, львы... Целые стада животных, по-видимому, погибли вместе, сраженные какой-то общей злой силой... Такие нагромождения тел животных и людей в обычных условиях не образуются...»»

(Г.Хэнкок, «Следы богов»).

* * *

В ходе нашей экспедиции в Перу и Боливию, которая была организована под эгидой Фонда развития науки «III тысячелетие» осенью 2007 года, нам попались и более явные следы мощной цунами, обрушившейся в древние времена на Южную Америку. Следы, которые цунами оставила, правда, уже на своем обратном пути – тогда, когда вода, выплеснувшаяся на сушу, возвращалась в Тихий океан.

Достаточно очевидно, что мощный поток, стекающий с гор, не был «чистой» водой, а представлял из себя сель – смесь воды, земли и камней. Многометровые селевые отложения мы и наблюдали в окрестностях знаменитого плато Наска с его загадочными линиями и рисунками на поверхности.

Впрочем, судя по всему, и само плато Наска образовалось в ходе возвращения вод цунами в Тихий океан. Если взглянуть на съемки из космоса на этот регион, то видно, что он даже по внешнему виду представляет из себя всего небольшую часть мощного застывшего селевого потока с ярко выраженными «языками», спускающимися между окрестных гор. Причем ширина фронта застывшего селевого потока, достигающая многих десятков и даже сотен километров, указывает на то, что это не было местным локальным событием (ведь сели в горах случаются и без Потопа), а имело громадные масштабы…

Всемирный Потоп (И.К.Айвазовский, 1864 г.)

Рис.13

Всемирный Потоп (И.К.Айвазовский, 1864 г.)

Селевые отложения близ Наска (Перу)

Рис.14

Селевые отложения близ Наска (Перу)

Район плато Наска (вид из космоса)

Рис.15

Район плато Наска (вид из космоса)

Об огромной мощи цунами, обрушившейся на Южную Америку, говорят и некоторые особенности высокогорного плато Альтиплано со знаменитым озером Титикака. В этом озере, расположенном на высоте около четырех километров над уровнем Мирового океана, были найдены морские виды растений и животных, абсолютно не характерные для пресной озерной воды. Как они могли тут оказаться?..

Есть версия, что озеро представляет из себя «кусочек моря», который был поднят вверх в ходе каких-то мощных тектонических процессов. Однако данная версия весьма сомнительна по целому ряду соображений. Во-первых, вряд ли такой «кусочек моря» остался бы в целости и сохранности при таких масштабных процессах, которые понадобились бы для его подъема на высоту четырех километров. А во-вторых, эта версия абсолютно не соответствует местной геологии.

Дело в том, что в результате тектонических процессов, которые сопровождали бы подобный подъем «кусочка моря», следовало бы ожидать формирования местных гор из осадочных пород – таких, например, какие можно видеть на побережье Средиземного и Черного морей. Между тем вокруг озера Титикака повсеместно наблюдаются выходы магматических минералов – гранита, базальта и других аналогичных типов вулканических, а вовсе не осадочных пород.

Более того, непосредственно само плато Альтиплано, на севере которого и расположено озеро Титикака, сформировано явно рыхлыми осадочными породами с четко горизонтальными слоями (это просматривается в тех местах, где по плато протекают небольшие речушки, легко рассекающие эти осадочные породы). Такая строгая горизонтальность слоев не могла сохраниться в ходе столь мощных тектонических процессов. На что, впрочем, указывает и самое разнообразное расположение слоев в тех скальных выходах магматических пород, которые периодически тут встречаются, – иногда слои в них располагаются даже вертикально!..

Все гораздо больше соответствует тому, что сюда – на высоту четырех километров – поднялась цунами из Тихого океана. Перехлестнув через горные перевалы и принеся с собой не только морских обитателей, но и массу обломочного материала, собранного по дороге, она оказалась в углублении между двумя горными хребтами, где и осталась со всем своим содержимым. Впоследствии вода в основной своей массе постепенно испарилась, а ее содержимое сформировало те самые горизонтальные осадочные слои, которые образуют ныне очень ровную поверхность плато Альтиплано.

Такое развитие событий, между прочим, объясняет не только присутствие морских видов в озере Титикака, но и наличие в южной части плато огромных солончаков Уюни – последствий того, что испарялась не пресная, а соленая морская вода…

Озеро Титикака

Рис.16

Озеро Титикака

Выход гранитных пород на берегу озера Титикака

Рис.17

Выход гранитных пород на берегу озера Титикака

Добыча соли на солончаке Уюни

Рис.18

Добыча соли на солончаке Уюни

В ходе этой экспедиции нам довелось побеседовать с местным археологом, который рассказал об обнаружении рядом костей людей и динозавров. Причем иногда кости людей располагались даже глубже костей динозавров, что, по его мнению, означало одновременное их существование на территории Южной Америки в период еще порядка всего десяти тысяч лет назад. Однако если учесть то, что огромная цунами, которая смогла достичь высоты Альтиплано, должна была на своем пути буквально содрать и перелопатить верхний слой земли, перемешав все его содержимое, подобное расположение костей людей и динозавров получает гораздо более прозаическое объяснение, не требующее пересмотра привычной нам картины эволюции. Это – вовсе не результат одновременного сосуществования людей и динозавров, а лишь последствия воздействия цунами.

X